В конференции приняли участие научные и педагогические работники, руководители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием, представители бизнес-структур из 16 субъектов Российской Федерации, представители академического сообщества из Германии, Республики Казахстан и Китайской Народной Республики, а также начинающие исследователи (аспиранты) – всего 281 человек, 185 из них участвовали очно.
С 1 марта по 10 апреля 2018 г. на сайте ГБУ ДПО «КРИРПО» велись заочные дискуссии, на которых обсуждались актуальные проблемы и перспективы развития педагогической науки и практики профессионального образования, профессиональной ориентации подростков и молодёжи, вопросы организации воспитательной работы в системе образования, проблемы внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность образовательных организаций.
Резолюция конференции
Авторские права принадлежат автору. Использование произведения полностью или частично запрещено за исключением случаев, перечисленных в главе 70 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На пленарном заседании был заслушан и обсужден доклад Дубровской В. С., заместителя директора института дистанционного образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», директора Томского регионального центра компетенций в области онлайн-обучения
В рамках четырех круглых столов участники представили 55 докладов по актуальным проблемам образования.
Итоги работы круглых столов:
Проблема развития педагогической науки и практики профессионального образования в фокусе модернизации российской системы образования
Проблемное поле: управление и оценка качества образования; обновление содержания профессионального образования, пути развития кадрового потенциала системы профессионального образования; современные технологии формирования компетенций, педагогические и организационные стратегии внедрения новых профессиональных и образовательных стандартов (Ворлдскиллс Россия, ТОП-50, ТОП-регион, дуальное обучение), новых механизмов промежуточной и итоговой аттестации (демоэкзамен); создание условий для непрерывного образования людей с ограниченными возможностями здоровья и «третьего возраста»; новые формы и технологии образования взрослых.
Материалы круглого стола:
- Агафонова И. Д. «Модель формирования коммуникативной компетенции педагогов профессионального образования в системе дополнительного профессионального образования»
- Терентьева Е. А. «Особенности подготовки специалистов СПО в сфере гостеприимства и туризма на территории Томска и Томской области»
- Жуков Г. Н., Жуков А. Г. «О целях профессионального образования и особенностях современного рынка труда»
- Баканов Е. А. «О формировании системы управления проектами в организациях профессионального образования Кемеровской области»
- Куколева А. Ю. «Корпоративное образование педагогов как фактор реализации опережающей подготовки в Кемеровском профессионально-техническом техникуме»
- Ижмулкина Н. В. «Условия для организации и проведения демонстрационного экзамена (из опыта работы КузТАГиС)»
- Глубоких Н. А. «Демонстрационный экзамен как форма проведения государственной итоговой аттестации по профессии «продавец, контролер-кассир»
- Белозерцева Г. В. «Особенности внедрения стандарта ТОП-50 через реализацию системно-деятельностного подхода в Томь-Усинском энерготранспортном техникуме на примере специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг»
- Юрьева Ю. Е. «Ключевые ориентиры современного образования»
- Максимова Н. А. «Профессиональная компетентность педагогических кадров для инклюзивного образования: необходимость и возможности формирования»
- Шерстобитов А.В. «Межпрофессиональное взаимодействие - транспрофессиональные компетенции»
Профессиональная ориентация обучающихся, воспитанников и их родителей: проблемы и перспективы
Проблемное поле: теоретико-методологические основания профессиональной ориентации обучающихся, их социально-профессиональной адаптации; психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и социально-профессиональной адаптации обучающихся; специфика профориентации воспитанников и обучающихся разных категорий (дети-сироты, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, одаренные и др.); учет возрастных особенностей обучающихся (дошкольники, младшие школьники, подростки, юношеский возраст) в профориентационной работе; организация предпрофильного и профильного обучения школьников; организация и проведение профессиональных проб; профессионально-образовательное портфолио как технология формирующего оценивания; ресурсы дошкольного и дополнительного образования в профориентации воспитанников и обучающихся; организация взаимодействия субъектов профориентации; инновационные подходы к подготовке педагогических кадров к профориентационной работе; опыт внедрения современных профориентационных практик, развитие тьюторства в системе образования.
Материалы круглого стола:
- Килина И. А. «Слагаемые профориентации»
- Попова Г. Н., Рылова Н. Т. «Организация и проведение профессиональных проб в муниципалитете»
- Артемова Л. К. «Непрерывное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся: проблемы, пути решения»
- Агиенко М. И. «Проблемы мотивации профессионального саморазвития студентов»
- Ефимова Н. И. «Профессиональная ориентация и профильное обучение школьников»
- Буторина Н. Н. «Организация взаимодействия субъектов профориентации как ресурс ранней профориентации дошкольников»
- Серова Н. А,, Овдина А. Г. «Особенности профессионального самоопределения воспитанников в условиях детского дома»
- Полюшко М. В., Чичкань Г. П. «От игры — к выбору профессии»
- Дудина О. Ф., Ощепкова С. Г. «Проведение профориентационных занятий для обучающихся с использованием видеоконференц-связи»
- Молчанова Е. С., Четверина Н. Ф. «Клуб «Стальные магистрали» как форма организации профессиональной ориентации обучающихся»
- Рылова Е. Н. «Школа жизненных навыков» как форма организации постинтернатного сопровождения обучающихся Осинниковского горнотехнического колледжа»
- Соловей О. А. «Возможности дополнительного образования в формировании профессионального самоопределения обучающихся»
- Смирнова Т. Л., Хвалевко Н. Г., «Роль родителей в формировании профессионального самоопределения детей»
- Пфетцер А. А. «Особенности профориентации в условиях цифровой экономики»
- Понамарева Е. В. «Особенности профориентации младших школьников»
Организация воспитательной работы с молодежью в системе образования: комплексный подход
Проблемное поле: традиционные и инновационные подходы к сохранению морального и физического здоровья молодежи, воспитанию патриотизма, общественных качеств личности; обеспечение педагогических условий для социализации обучающихся в образовательных организациях; продуктивные методологические подходы и педагогические технологии в сфере работы с детьми и молодежью; студенческое самоуправление и волонтерство как механизмы стимулирования и развития социально значимых качеств личности; особенности создания и реализации программ по противодействию идеологии экстремизма и терроризма в профессиональных образовательных организациях; развитие социокультурной среды образовательной организации для формирования творческой личности; военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие детских и молодежных объединений патриотической направленности, военно-исторических клубов, музеев.
Материалы круглого стола:
- Скалозубова Л. Е. «Особенности образа жизни студентов»
- Елсукова С. С. «Профессиональная ориентация студентов через патриотическое воспитание как основание самопознания с использованием региональной культурной среды Кузбасса»
- Ельчина Т. В. «Научное студенческое общество как фактор саморазвития и самореализации студенческой молодежи в социокультурной среде»
- Тимофеева И. С. «Воспитание патриотизма на уроках истории»
- Кабанова А. В. «Развитие волонтерского движения в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области»
- Сухачева А. В. «Педагоги о коррупции и борьбе с нею»
- Латфулина А. Р. «Избирательная активность студентов как фактор политической зрелости»
Опыт и результаты системного внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в сфере профессионального образования
Проблемное поле: использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе; дистанционные технологии как условие повышения качества в системе непрерывного образования; механизм внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ПОО; подготовка педагогических работников к внедрению современных информационно-коммуникационных технологий.
Материалы круглого стола:
- Гендина Н. И., Рябцева Л. Н., Сенчилов А. П. «Модель рабочей программы вариативной учебной дисциплины «Основы медийно-информационной грамотности» для системы СПО Кемеровской области»
- Лукашевич О. Д., Филичев С. А. «Современные средства наглядности в изучении естественно-научных дисциплин студентами технических вузов и колледжей»
- Караманова Е. Ю. «Организация обучения с использованием образовательных блогов»
- Кочнева О. П. «Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в информационной среде вуза: обратная связь»
- Побожакова Е.А. «Подготовка педагогических работников к внедрению электронной образовательной системы в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»
- Чекалина Т. А. «Требования к разработке электронных образовательных ресурсов»