Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи»


 

В Кемерове 15–16 марта 2017 года состоялась Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и  занятость молодежи: XXI  век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи». Организаторами конференции выступили департамент образования и науки Кемеровской области, Академия педагогических наук Казахстана, Отделение профессионального образования Российской академии образования, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, Кемеровский государственный университет, Благовещенский государственный педагогический университет.


В конференции приняли участие научные и педагогические работники, руководители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием, представители бизнес-структур из 12 субъектов Российской Федерации, представители академического сообщества из Республик Беларусь, Казахстан, Украины и Китайской Народной Республики, а также будущие педагоги (студенты и аспиранты) – всего 232 человека, 112 из них участвовали очно.


С 1 февраля по 15 марта на сайте института велись заочные дискуссии, на которых обсуждались актуальные проблемы и перспективы развития системы профессиональной ориентации подростков и молодежи, формирования профессиональных самоопределения,  ориентации и самоопределения обучающихся с ОВЗ, проблемы подготовки будущих педагогов к профориентационной работе. Количество посещений форума превысило три тысячи,  активными участниками обсуждения стали 459 человек.  


Резолюция конференции


Авторские права принадлежат автору. Использование произведения полностью или частично запрещено за исключением случаев, перечисленных в главе 70 Гражданского кодекса Российской Федерации.


На пленарном заседании были заслушаны и обсуждены доклады С. Н. Чистяковой, академика РАО, академика-секретаря Отделения профессионального образования РАО, доктора педагогических наук, профессора, и В. И. Блинова, руководителя Центра профессионального образования и систем квалификации Федерального института развития образования, доктора педагогических наук, профессора.

Чистякова С. Н. «Новые подходы к педагогической поддержке профессионального самоопределения обучающихся»



Блинов В. И. «Эффективные практики профессиональной ориентации в регионах России»

 

В рамках круглых столов участники представили 70 докладов по актуальным проблемам профессиональной ориентации. Программа конференции также включала: круглые столы под руководством В. И. Блинова и И. С. Сергеева (Федеральный институт развития образования) по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся (на примере Ленинск-Кузнецкого, Осинниковского и Юргинского городских округов Кемеровской области)»; А. С. Марковичева (Институт педагогических исследований одаренности детей РАО) по теме «ФГОС среднего общего образования: методологические проблемы реализации в ПОО»; научный семинар для аспирантов под руководством С. Н. Чистяковой.

 

Итоги работы круглых столов:



Проблемы и перспективы развития системы профессиональной ориентации подростков и молодежи


Проблемное поле: теоретико-методологические основания развития профессиональной ориентации обучающихся; специфика профориентации для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, одаренных обучающихся; теоретико-методологические основания развития профильного обучения; организация профильного обучения школьников; организация и проведение профессиональных проб; профессионально-образовательное портфолио как технология формирующего оценивания в профессиональной ориентации; организация дуального обучения в системе профессионального образования; движение «Ворлдскиллс Россия» как механизм подготовки молодежи к профессиональной карьере; ресурсы дополнительного образования в профориентации учащейся молодежи.


Материалы круглого стола: 



Проблемы формирования профессионального самоопределения обучающихся на современном этапе развития общества


Проблемное поле: теоретико-методологические основы профессионального самоопределения обучающихся; организация взаимодействия субъектов профориентации; межведомственное взаимодействие в системе профориентации; психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и социально-профессиональной адаптации воспитанников, обучающихся; организация социального партнерства по решению вопросов формирования профессионального самоопределения и социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся.


Материалы круглого стола: 

 


Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ


Проблемное поле: нормативно-правовые и психолого-педагогические аспекты формирования здоровьесберегающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидов в образовательных организациях; формирование ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС в образовательных организациях; вопросы организации доступной среды образовательной организации для обучающихся с ОВЗ; профессиональная ориентация и сопровождение профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ, инвалидов; проблемы занятости инвалидов и лиц с ОВЗ и пути их решения.


Материалы круглого стола:



Проблемы подготовки будущих педагогов к профориентационной работе с молодежью


Проблемное поле: инновационные подходы к подготовке педагогических кадров и внедрение современных профориентационных практик; специфика подготовки педагогических работников в системах высшего и среднего профессионального образования к профильному обучению и проведению профессиональных проб.


Материалы круглого стола:

 

Участники конференции считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и  опытом.