Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи»
В Кемерове 15–16 марта 2017 года состоялась Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи». Организаторами конференции выступили департамент образования и науки Кемеровской области, Академия педагогических наук Казахстана, Отделение профессионального образования Российской академии образования, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, Кемеровский государственный университет, Благовещенский государственный педагогический университет.
В конференции приняли участие научные и педагогические работники, руководители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием, представители бизнес-структур из 12 субъектов Российской Федерации, представители академического сообщества из Республик Беларусь, Казахстан, Украины и Китайской Народной Республики, а также будущие педагоги (студенты и аспиранты) – всего 232 человека, 112 из них участвовали очно.
С 1 февраля по 15 марта на сайте института велись заочные дискуссии, на которых обсуждались актуальные проблемы и перспективы развития системы профессиональной ориентации подростков и молодежи, формирования профессиональных самоопределения, ориентации и самоопределения обучающихся с ОВЗ, проблемы подготовки будущих педагогов к профориентационной работе. Количество посещений форума превысило три тысячи, активными участниками обсуждения стали 459 человек.
Авторские права принадлежат автору. Использование произведения полностью или частично запрещено за исключением случаев, перечисленных в главе 70 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На пленарном заседании были заслушаны и обсуждены доклады С. Н. Чистяковой, академика РАО, академика-секретаря Отделения профессионального образования РАО, доктора педагогических наук, профессора, и В. И. Блинова, руководителя Центра профессионального образования и систем квалификации Федерального института развития образования, доктора педагогических наук, профессора.
Чистякова С. Н. «Новые подходы к педагогической поддержке профессионального самоопределения обучающихся»
Блинов В. И. «Эффективные практики профессиональной ориентации в регионах России»
В рамках круглых столов участники представили 70 докладов по актуальным проблемам профессиональной ориентации. Программа конференции также включала: круглые столы под руководством В. И. Блинова и И. С. Сергеева (Федеральный институт развития образования) по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся (на примере Ленинск-Кузнецкого, Осинниковского и Юргинского городских округов Кемеровской области)»; А. С. Марковичева (Институт педагогических исследований одаренности детей РАО) по теме «ФГОС среднего общего образования: методологические проблемы реализации в ПОО»; научный семинар для аспирантов под руководством С. Н. Чистяковой.
Итоги работы круглых столов:
Проблемы и перспективы развития системы профессиональной ориентации подростков и молодежи
Проблемное поле: теоретико-методологические основания развития профессиональной ориентации обучающихся; специфика профориентации для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, одаренных обучающихся; теоретико-методологические основания развития профильного обучения; организация профильного обучения школьников; организация и проведение профессиональных проб; профессионально-образовательное портфолио как технология формирующего оценивания в профессиональной ориентации; организация дуального обучения в системе профессионального образования; движение «Ворлдскиллс Россия» как механизм подготовки молодежи к профессиональной карьере; ресурсы дополнительного образования в профориентации учащейся молодежи.
Материалы круглого стола:
- Бабуков К. В. «Взаимодействие образовательных организаций разного типа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
- Белозерцева Г. В. «Создание условий для формирования субъектной позиции будущего специалиста»
- Белослудцева Н. В. «Профессиональная ориентация в формировании готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условия моногорода»
- Доброногова Н. В. «Организация профессиональных проб на территории Анжеро-Судженского городского округа»
- Долженко М. Л. «Профессиональная проба – современная технология формирования профессионального самоопределения старшеклассников»
- Медведчикова Е. Н. «Система профориентационной работы детского дома: проблемы и пути их решения»
- Митряева И. Н., Путилова И. В., Белозерцева Г. В. «Формирование субъекта профессиональной деятельности с помощью технологии портфолио»
- Мухарева Е. Н. «Профессиональное самоопределение воспитанников детского дома»
- Пономарева Т. В., Булдакова А. С. «Формы организации и проведения профессиональных проб в условиях основной общеобразовательной организации»
- Попова Г. Н. «Портфолио обучающегося общеобразовательной организации»
- Путилова И. В. «Формирование субъекта профессиональной деятельности с помощью технологии портфолио»
- Сластунова О. В. «Роль регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Электрослесарь подземный» в повышении престижа профессии угольной отрасли Кузбасса»
- Сорокина В. Д. «Из опыта внедрения профессиональных проб в Крапивинском муниципальном районе»
Проблемы формирования профессионального самоопределения обучающихся на современном этапе развития общества
Проблемное поле: теоретико-методологические основы профессионального самоопределения обучающихся; организация взаимодействия субъектов профориентации; межведомственное взаимодействие в системе профориентации; психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и социально-профессиональной адаптации воспитанников, обучающихся; организация социального партнерства по решению вопросов формирования профессионального самоопределения и социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся.
Материалы круглого стола:
- Артемкина А. В. «Профориентационный Арбат как форма развития профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций разных типов Киселевского городского округа»
- Вершинин И. Ю. «Взаимодействие техникума и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации обучающихся»
- Дмитриева И. А. «Роль конкурсного движения в профессиональном становлении будущих педагогов»
- Долина Ю. С. «Особенности сопровождения социально-профессиональной адаптации выпускников детских домов, обучающихся в учреждениях профессионального образования»
- Килина И. А. «Социально-профессиональная адаптация обучающихся и воспитанников: проблемы и пути решения»
- Кирсанова Е. Ю. «Роль родителей в решении вопросов формирования профессионального самоопределения обучающихся»
- Морозова Е. А. «Образовательные планы старшеклассников как фактор потенциальной нестабильности рынка труда региона»
- Овдина А. Г., Серова Н. А. «Социально-профессиональная адаптация детей-сирот: проблемы и пути решения»
- Понамарева Е. В. «Подготовка педагогов к профориентационной работе в системе дополнительного профессионального образования»
- Пфетцер А. А. «Анализ Интернет-ресурсов по проблеме профессионального самоопределения»
- Рыбалкина Л. Г. «Профориентационные и карьерные технологии в системе содействия трудоустройству выпускников: опыт РУКМЦПСТВ «Карьера»
- Сергеев И. С. «Организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикальной интеграции образования»
- Шалыгина Н. Е., Харченко О. А. «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях реализации ФГОС»
Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ
Проблемное поле: нормативно-правовые и психолого-педагогические аспекты формирования здоровьесберегающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидов в образовательных организациях; формирование ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС в образовательных организациях; вопросы организации доступной среды образовательной организации для обучающихся с ОВЗ; профессиональная ориентация и сопровождение профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ, инвалидов; проблемы занятости инвалидов и лиц с ОВЗ и пути их решения.
Материалы круглого стола:
- Архипова Ю. В. «Дистанционное обучение как эффективная форма профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской местности»
- Блинова Н. Г., Аверьянова Н. В., Кошко Н. Н. «Особенности адаптации первокурсников биологического факультета в зависимости от профиля обучения в школе»
- Журавлева О. В. «Особенности профессиональной ориентации подростков с ОВЗ и инвалидностью: ресурсы НКО»
- Загузина Н. Н. «Особенности профориентации и профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Кравченко Л. И. «Круглый стол как форма коллективной работы по профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ»
- Кривошеина Н. П. «Психолого-педагогические подходы к обучающимся с признаками дефицита внимания»
- Максимова Н. А. «Доступность профессиональных образовательных организаций Кемеровской области для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»
- Роут О. А. «Профессиональное консультирование в профориентационной работе c обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
- Шевкова С. А. «Выявление профессионально важных качеств обучающихся по специальности Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
Проблемы подготовки будущих педагогов к профориентационной работе с молодежью
Проблемное поле: инновационные подходы к подготовке педагогических кадров и внедрение современных профориентационных практик; специфика подготовки педагогических работников в системах высшего и среднего профессионального образования к профильному обучению и проведению профессиональных проб.
Материалы круглого стола:
- Драгиль А. О. «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущих педагогов в клубе межкультурной коммуникации»
- Елькина О. Ю. «Подготовка будущих педагогов к профориентационной работе с младшими школьниками»
- Сухачева М. А. «Профессиональные представления студентов по результатам социологического исследования «Отношение студентов к карьере – 2015»
- Шалавина Т. И. «Диагностика личности младших школьников как условие их социально-профессиональной ориентации»
Участники конференции считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и опытом.