Новости

Уважаемые коллеги!

8 октября 2014 года в государственном образовательном учреждении «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» состоялся круглый стол по теме «Обеспечение доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Цель – определение круга проблем, с которыми сталкиваются ПОО, осуществляющие или планирующие осуществлять профессиональное обучение и/или профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

Задачи мероприятия:
  • выявить затруднения ПОО, возникающие в процессе  профессиональной подготовки и профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • определить направления методического сопровождения организации  профессиональной подготовки и профессионального обучения лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области.
В работе круглого стола приняли участие: 31 педагогический работник из 23 профессиональных образовательных организаций Кемеровской области, представитель департамента образования и науки Кемеровской области, старший научный сотрудник лаборатории позитивной психологии и качества жизни Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»  – всего 41 человек.  

В рамках круглого стола обсуждались следующие вопросы:
  • Требования к организации образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Нормативно-правовая основа организации профессиональной подготовки и профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Организация профессиональной подготовки и профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • Психолого-педагогическая компетентность преподавателя / мастера производственного обучения при работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • Опыт государственных учреждений профессионального образования по профессиональному обучению лиц с ОВЗ.
В своем выступлении Вагоровский Максим Борисович, начальник отдела учреждений профессионального образования департамента образования и науки Кемеровской области, привел статистические данные о количестве лиц с ОВЗ и инвалидов обучающихся в ПОО региона, озвучил количество ПОО, принимающих участие в комплексной программе «Доступная среда в Кемеровской области» на 2013-2015 годы, а также призвал представителей образовательных организаций обращаться в ДОиН с инициативами обеспечения доступности профессионального образования для лиц с ОВЗ, которые по результатам экспертизы службы технического надзора ДОиН будут поддержаны дополнительным финансированием. Особое внимание в его выступлении было обращено на тот факт, что на сайтах ПОО не представлена информация о возможностях получения профессионального образования лицами с ОВЗ. В самих образовательных организациях отсутствует необходимое техническое оснащение, что делает практически невозможным доступ к образовательным услугам многих категорий лиц с ОВЗ и, в первую очередь, инвалидов-колясочников. 

Качественный анализ нормативно-правовой базы организации профессиональной подготовки и профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья провела в своем выступлении Семенова Жанна Николаевна, методист лаборатории развития здоровьесберегающей деятельности в системе профессионального образования ГОУ «КРИРПО». В ходе дискуссии по данному вопросу было отмечено, что ПОО не имеют реальных возможностей организовать образовательный процесс в полной мере в соответствии с означенной нормативно-правовой документацией, которой обосновывают выдвигаемые требования обучающиеся с ОВЗ и их родители. 

Разработке учебно-программной документации для реализации  профессиональной подготовки и профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья было посвящено выступление Малороссияновой Ольги Ильиничны, зав. лабораторией мониторинга развития системы профессионального образования ГОУ «КРИРПО». При реализации программ профессионального обучения специфика организации образовательного процесса для означенной категории без изменения содержания должна быть отражена в разделе «Условия реализации». В случае осуществления профессиональной подготовки в содержании программы должны быть учтены психофизиологические особенности лиц с ОВЗ, а также запросы работодателей. 

Особый интерес аудитории вызвало выступление Александровой Лады Анатольевны, кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника лаборатории позитивной психологии и качества жизни Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», которая указала, что далеко не все категории лиц с ОВЗ учтены в статистических данных, предоставляемых образовательными организациями. Ею была подчеркнута необходимость комплексного мониторинга количественного состава таких обучающихся во всех видах образовательных организаций, начиная с дошкольных, для проведения в дальнейшем профориентационных мероприятий с учетом ограничений по здоровью. Абсолютно неучтенной является в данный момент категория обучающихся, получающих интегративное образование. Это лица, по результатам МСЭ имеющие первую степень ограничения возможностей здоровья и, как правило, не предоставляющие в образовательную организацию индивидуальную программу реабилитации. В выступлении также был приведен опыт Москвы и Московской области по обеспечению доступности профессионального образования лицам с ОВЗ. 

Внимание аудитории Александрова Л. А. акцентировала на проблеме социализации обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, которые были подкреплены данными анкетирования, свидетельствующими о неготовности, в первую очередь, именно лиц с ОВЗ к инклюзивному образованию и их нежелании обучаться вместе со здоровыми детьми. Поэтому проблема создания условий для интеграции лиц с ОВЗ в систему социально-производственных отношений является на сегодняшний день одной из наиболее острых в реализации концепции выравнивания. 

Данная тема получила развитие в выступлении Космыниной Елены Родионовны, преподавателя ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж». Колледж осуществляет подготовку педагогических кадров для специализированных (коррекционных) дошкольных образовательных организаций, которых в г. Кемерово в данный момент 63. На следующей ступени образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучаются в основном лица с отклонениями в интеллектуальном развитии, которые могут пройти профессиональную подготовку по ряду профессий в специализированных учреждениях профессионального образования. Поскольку данная категория обучается изолированно, она закономерно испытывает проблемы с социализацией и последующей интеграцией в систему социально-производственных отношений, однако не испытывая проблем с трудоустройством. Вместе с тем лица с другими отклонениями в развитии не охвачены комплексным сопровождением на следующих уровнях образования, в том числе профессионального. 

В Кемеровской области с 2002 года накоплен определённый  опыт по организации в учреждениях профессионального образования обучения профессии лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии. На круглом столе выступили представители двух специализированных учреждений Авдеева Валентина Борисовна, преподаватель Государственного учреждения профессионального образования г. Кемерово, и Бычкова Светлана Викторовна, социальный педагог Государственного учреждения профессионального образования г. Новокузнецка. Они поделились своим опытом и осветили некоторые проблемы, с которыми сталкиваются учреждения в процессе профессиональной подготовки, как, например, реальная возможность иметь в штате только одного психолога, отсутствие начисления педагогического стажа педагогическим работникам учреждений и т. п.  К представителю ДОиН прозвучала просьба оказать содействие в обеспечении доступа обучающихся специализированных учреждений профессионального образования к участию в конкурсах профессионального мастерства; медицинского сопровождения процесса профессиональной подготовки обучающихся, в том числе для профилактики обострений основных заболеваний. 

С опытом обучения лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии познакомила коллег Панфилова Елена Юрьевна, социальный педагог ГБОУ СПО «Беловский техникум железнодорожного транспорта», в котором данная категория обучается по профессиям: «маляр», «штукатур», «швея». Она отметила, что педагогические работники, осуществляющие профессиональную подготовку лиц с ОВЗ, нуждаются в отдельном психологическом сопровождении, которое требует дополнительного обучения педагогов методам саморегуляции и релаксации в рамках курсов повышения квалификации. 

С учетом высказанных предложений организаторами круглого стола был определен перечень мероприятий по методическому сопровождению обеспечения доступности профессионального образования лицам с ограниченными возможностями здоровья на 2014–2016 гг.: 
  1. комплексный мониторинг количественного и качественного состава лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области (отв. Васина Е. В., к.б.н., зав. лабораторией развития здоровьесберегающей деятельности в системе профессионального образования ГОУ «КРИПО», Килина И. А., к. психолог. н., начальник центра  профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО»).;
  2. разработка и реализация в рамках плана образовательных услуг ГОУ «КРИРПО» на 2015/16 уч. г. дополнительной профессиональной программы «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя / мастера производственного обучения при работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья» (отв. Васина Е. В., к.б.н., зав. лабораторией развития здоровьесберегающей деятельности в системе профессионального образования ГОУ «КРИПО», Малороссиянова О. И., зав. лабораторией мониторинга развития системы профессионального образования ГОУ «КРИРПО», Апухтина А. Г., к. филол. н., зав. кафедрой общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин ГОУ «КРИРПО»);
  3. разработка методических рекомендаций «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя / мастера производственного обучения при работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья» для педагогических работников ПОО Кемеровской области и с целью учебно-методического обеспечения курсов повышения квалификации (отв. Васина Е. В., к.б.н., зав. лабораторией развития здоровьесберегающей деятельности в системе профессионального образования ГОУ «КРИПО», Малороссиянова О. И., зав. лабораторией мониторинга развития системы профессионального образования ГОУ «КРИРПО», Апухтина А. Г., к. филол. н., зав. кафедрой общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин ГОУ «КРИРПО»); 
  4. организация работы проблемно-творческой группы по вопросам обеспечения доступности профессионального образования лицам с ограниченными возможностями здоровья в составе региональной методической службы (отв. Халяпина Л. П., д.п.н., профессор, проректор по учебно-методической работе ГОУ «КРИРПО», Апухтина А. Г., к. филол. н., зав. кафедрой общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин ГОУ «КРИРПО»).
Материалы круглого стола