Новости

РЕЗОЛЮЦИЯ
Всероссийской научно-практической конференции
«Профессиональное образование и занятость молодёжи: XXI век.
Система профессионального образования в условиях модернизации»
(Кемерово, 19-20 марта 2014 г.)

В Кемерово 19-20 марта 2014 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодёжи: XXI век. Система профессионального образования в условиях модернизации». Организаторами конференции выступили департамент образования и науки Кемеровской области, ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».
В конференции приняли участие научно-педагогические и педагогические работники, руководители образовательных учреждений, специалисты органов управления образованием из 13 субъектов Российской Федерации, входящих в состав 6 федеральных округов (в том числе из 5 регионов Сибирского федерального округа), а также представители академического сообщества из Украины, США, Канады, Германии, Франции, Китая и Японии – всего 394 человек, 228 из которых приняли очное участие.
В сборник материалов конференции были представлены 192 статьи, в которых анализируются опыт, проблемы и перспективы:
  • правового и экономического регулирования занятости молодёжи, приведения структуры подготовки рабочих и специалистов в соответствие с запросами рынка труда, развития государственно-частного партнёрства в области подготовки квалифицированных кадров;
  • совершенствования системы профориентации подростков и молодёжи, моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, механизмов содействия трудоустройству и адаптации выпускников;
  • повышения качества профессионального образования (обучения) и профильной подготовки, формирования системы независимой оценки качества образования, развития кадрового потенциала профессиональной школы, научно-методического и организационного сопровождения инновационных процессов в системе профессионального образования;
  • взаимодействия образовательных учреждений со службами занятости и работодателями при разработке (корректировке) и реализации дополнительных профессиональных образовательных программ для молодёжи, развития «гибких» форм повышения квалификации и профессиональной переподготовки на предприятиях и в организациях с использованием современных образовательных и информационных технологий.
На пленарном заседании и четырёх секциях были заслушаны и обсуждены 80 докладов. В рамках конференции проведены мастер-классы академиков Российской академии образования и круглый стол на тему «Современные вызовы и модернизация российской системы профессионального образования». 
Заслушав и обсудив представленные доклады, участники конференции констатируют, что в условиях нестабильной макроэкономической ситуации в мире, замедления темпов экономического роста и неблагоприятной демографической ситуации в стране ключевое значение для обеспечения устойчивого развития национальной экономики приобретает поставленная Президентом России В. В. Путиным задача создания 25 миллионов современных, эффективных рабочих мест. Для решения этой задачи необходимо сформировать современную, ориентированную на перспективные запросы рынка труда, интегрированную в экономические кластеры, сбалансированную на всех уровнях систему непрерывного профессионального образования. Такая система должна базироваться на постоянном, тесном взаимодействии образовательных учреждений с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, работодателями, инвесторами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями. Она должна быть способной оперативно и гибко реагировать на сигналы социальной среды; быть максимально открытой для процедур системного мониторинга образовательных результатов и обусловленных ими социальных эффектов, независимой оценки качества предоставляемых услуг, общественной и профессионально-общественной аккредитации.

В связи со сказанным выше участники конференции отмечают, что на современном этапе роль системы профессионального образования в обеспечении модернизируемых и новых рабочих мест
квалифицированными кадрами, в содействии социализации, самоопределению и самореализации подрастающего поколения, в стимулировании творческой активности молодёжи и создании условий для её эффективной занятости существенно возрастает. С учётом этого основные усилия участников образовательного сообщества и их социальных партнёров предлагается сосредоточить на реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года (одобрена на заседании Коллегии Минобрнауки России 18 июня 2013 г.), которая ориентирует на решение следующих четырёх ключевых задач:
обеспечение соответствия квалификаций выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, требованиям экономики;
  • консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы профессионального образования и профессионального обучения;
  • создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;
  • создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.
Участники конференции считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и накопленным опытом. По результатам совместной работы они выработали следующие рекомендации:

Оргкомитету конференции:
  • опубликовать  настоящую резолюцию и статьи по материалам лучших докладов, рекомендованных руководителями секций и экспертами, в журнале «Профессиональное образование в России и за рубежом»;
  • представить настоящую резолюцию для опубликования в журналах «Профессиональное образование. Столица», «Вестник Кемеровского государственного университета» и для размещения на официальных сайтах организаторов конференции.
Руководителям учреждений среднего и высшего профессионального образования:
  • активизировать профориентационную работу с обучающимися в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей, их родителями (законными представителями), участниками молодёжных общественных объединений; в учреждениях среднего и высшего профессионального образования ввести в рамках вариативной части образовательных программ курсы по профориентационной работе;
  • развивать инклюзивное образование, обеспечивающее равный доступ к реализуемым образовательным программам для всех желающих с учётом разнообразия их запросов и индивидуальных возможностей (включая образовательные программы, адаптированные для  обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья);
  • обеспечить разработку и реализацию дополнительных образовательных программ (спецкурсов), направленных на формирование у будущих выпускников навыков эффективного поведения на рынке труда;
  • в учреждениях, осуществляющих подготовку педагогических кадров, разработать и включить в учебные планы спецкурс по организации профориентационной работы с подростками и молодёжью (включая лиц с ограниченными возможностями здоровья);
  • развивать взаимодействие с органами местного самоуправления, центрами занятости населения, работодателями и общественными объединениями с целью поддержки трудоустройства выпускников, их адаптации на рабочем месте и профессионального роста;
  • осуществлять мониторинг трудоустройства и профессионально-трудовых траекторий выпускников дневной (очной) формы обучения с использованием механизмов социального партнёрства;
  • эффективно использовать возможности сетевого взаимодействия (в том числе на базе ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций) при реализации профессиональных образовательных программ;
  • включить в перечень показателей эффективности деятельности педагогических работников показатели, отражающие результаты их участия в профориентационной работе и в работе по оказанию содействия трудоустройству выпускников по полученной специальности (профессии);
  • разработать методическое обеспечение сетевых форм реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ;
  • обеспечить разработку  и реализацию дополнительных профессиональных программ на основе дистанционных технологий обучения, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Руководителям организаций (структурных подразделений) дополнительного профессионального образования:
  • обеспечить систематическое проведение семинаров, консультаций, мастер-классов по организации профориентационной работы с подростками и молодёжью, по разработке и реализации программ предпрофильного, профильного, профессионального обучения и профессионального образования на основе компетентностного подхода, с использованием современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий;
  • активизировать деятельность по разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для специалистов, осуществляющих профессиональное обучение и переобучение работников на предприятиях (в организациях);
  • изучить и использовать в работе опыт деятельности ведущих региональных отраслевых ресурсных центров и многопрофильных центров прикладных квалификаций с целью использования их в качестве площадок для проведения выездных занятий со слушателями.
Руководителям государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
  • продолжить разработку и реализацию региональных и муниципальных программ развития кадрового потенциала с использованием опыта Республики Карелия, Кемеровской и Новосибирской областей, городов Ижевска, Иркутска, Ульяновска, Челябинска;
  • в связи с переходом на принципы стратегического планирования при формировании бюджетов субъектов РФ (с 2015 г.) рекомендовать разработку государственных и муниципальных программ развития профессионального образования и содействия занятости населения на период до 2020 г.;
  • рассмотреть возможность разработки (корректировки) среднесрочного прогноза баланса трудовых ресурсов для региона и расположенных на его территории крупных муниципальных образований в соответствии с программными ориентирами их социально-экономического развития и Стратегией субъекта РФ в области обеспечения благоприятного инвестиционного климата;
  • продолжить совершенствование системы мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах с целью осуществления опережающей подготовки персонала на основе регионального заказа;
  • продолжить работу по формированию инновационной инфраструктуры региональной системы профессионального образования, включающей территориальные образовательно-производственные кластеры, многопрофильные центры прикладных квалификаций, ресурсные центры, инновационные площадки, экспертные сообщества и общественные объединения, участвующие в процедурах независимой оценки качества профессионального образования и сертификации профессиональных квалификаций, добровольной общественной аккредитации учреждений профессионального образования и профессионально-общественной аккредитации реализуемых ими образовательных программ;
  • содействовать развитию дуального образования, создавая нормативную основу и привлекая основных работодателей региона к обеспечению практического обучения и частичной занятости на производстве обучающихся;
  • разработать систему мер стимулирования работодателей региона, обеспечивающих условия для непрерывного повышения работниками образовательного и квалификационного уровня, а также участвующих в профориентационной работе с подростками и молодёжью, работе наблюдательных и попечительских советов образовательных учреждений, разработке и реализации профессиональных образовательных программ (в том числе в рамках целевой контрактной подготовки квалифицированных кадров);
  • обратить внимание на негативные последствия закрытия учреждений интернатного типа и рассмотреть возможность сохранения данного типа учреждений.
  • рассмотреть возможность разработки, принятия и реализации закона о профориентации в Кемеровской области, создания межведомственного совета представителей системы образования, родителей, социальных партнеров по решению задач профориентации. В качестве эксперимента разработать образовательную программу и начать подготовку специалистов по профориентации на базе ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» и переподготовку педагогических работников региона по дополнительной профессиональной программе «Профориентолог» на базе ГОУ «КРИРПО».
Участники конференции постановили просить Министерство образования и науки Российской Федерации:
  1. Рассмотреть вопрос о подготовке изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», позволяющих профессиональным образовательным организациям совместно с образовательными организациями высшего образования разрабатывать и реализовывать в сетевых формах образовательные программы прикладного бакалавриата с присвоением лицам, успешно освоившим такие программы и прошедшим итоговую государственную аттестацию, квалификации «бакалавр, специалист среднего звена».
  2. Пересмотреть подход к реформированию Российской академии образования, основываясь на концепции ее развития как независимого научного, методического и экспертного центра модернизации отечественной системы образования.
  3. Разработать и утвердить нормативные правовые акты:
    а) регулирующие деятельность участников отношений в сфере образования по организации и проведению профориентационной работы с подростками и молодёжью, по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья и выпускников образовательных учреждений интернатного типа;
    б) устанавливающие порядок создания и деятельности на предприятиях (в организациях) реального сектора экономики структурных подразделений ведущих учреждений профессионального образования; организации и осуществления мониторинга учебных и внеучебных достижений обучающихся, результатов трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, их дальнейших образовательных и трудовых траекторий;
    в) регламентирующие процедуры общественной аккредитации образовательных организаций и профессионально-общественной аккредитации реализуемых ими образовательных программ, добровольной сертификации профессиональных квалификаций.
  4. Рассмотреть возможность разработки, принятия и реализации закона о профориентации в Российской Федерации, создания межведомственного совета представителей системы образования, родителей, социальных партнеров по решению задач профориентации. В качестве эксперимента разработать образовательную программу по подготовке специалистов по профориентации и начать их подготовку в нескольких «пилотных» учреждениях высшего профессионального образования.