Новости
Накануне юбилея у Амана Гумировича взял интервью известный Кузбасский журналист Василий Борисович Попок.
Аман Тулеев: Мне есть чем оправдаться перед Всевышним.
Предуведомление блогера.
Накануне 75-летия известнейшего ньюсмейкера, определявшего политическую и экономическую погоду в нашем регионе (и в значительной мере – в федерации) в течение добрых трёх десятков лет, не могу не напомнить об этом человеке.
Распределившись в несусветную горношорскую глушь с тёплого, курортно-цивильного Кавказа (от Тихорецка, где Тулеев окончил железнодорожный техникум, до черноморских здравниц несколько часов езды), он не просто прижился, он породнился с нашим Кузнецким краем.
Он стал его символом. С ним связано всё, что произошло в Кузбассе, – преодоление, созидание, восхождение. Выдернутый в Москву на должность федерального министра, он вернулся обратно, как только почувствовал себя необходимым дома.
Прошу заметить: и после ухода в отставку он не уехал греться под черноморским или каким-то иным солнцем. Ещё есть силы и не заскоруз ум, он работает.
Ниже Тулеев о себе, сам, своими словами…
Здравствуйте, Аман Гумирович! Хорошо выглядите, хотя 75 – это солидный возраст. Как относитесь к этой цифре?
Кто-то из великих сказал, что жизнь делится на три периода: молодость, средний возраст и тот период, когда говорят – «Вы замечательно выглядите». Вот я сейчас на третьем этапе, и хочется здесь подольше задержаться.
А если серьёзно, каждый человек свой возраст воспринимает по-своему. Для кого-то – это уже пенсия. Он устал работать, хочет отдохнуть, поводиться с внуками, покопаться на огороде. Другие – полны энергии. Им кажется, что еще все впереди, что сил у них полно, что есть еще не достигнутые цели. И это нормально. Старым душой можно быть и в 30, и в 40 лет. Всё зависит от человека.
Вообще, считаю, что в конечном итоге ценность жизни человека измеряется не количеством прожитых лет, а тем, насколько его труд оказался весомым, нужным, важным для общества.
По сути, постсоветский Кузбасс создали Вы и Ваша команда. Что считаете главным достижением?
К сожалению, память у некоторых людей слишком коротка. Сегодня навязывается мнение, что в Кузбассе всё плохо и восстановление и подъём только начинаются.
Давайте вспомним, уважаемый Василий Борисович, каким был Кузбасс 20 лет назад, в лихие девяностые, когда я принял область.
Кузбасс был в то время настоящей «пороховой бочкой» всей России! Как говорили в народе, если Кузбасс чихнёт – в России насморк. Чего только мы вместе с моими земляками не прошли: шахты – закрыты, заводы – закрыты. Только шахтёров 150 тысяч были выброшены на улицу без средств к существованию.
Небывалая преступность. Коррупция. Поля заросли бурьяном. Очереди за хлебом… Хлеб в область я сам завозил из Канады – 200 тысяч тонн.
Голодные обмороки учителей у школьной доски. Постоянные забастовки, митинги, «стучание касок» на площадях, у Белого дома. Перекрытие шахтёрами главного транссибирского железнодорожного хода «Москва – Владивосток», который, по сути, «разрезал» страну пополам.
Вот такая вкратце была ситуация, когда я принимал область в 1997 году. До сих пор с горечью вспоминаю об этом!
А чтобы только перечислить всё, что сделано, возведено, построено за эти двадцать лет, нам дня не хватит, об этом надо книгу написать.
Главное – мы справились! Выстояли! Не побоюсь этих слов – героическим трудом и колоссальными усилиями, сообща, все вместе превратили Кузбасс из бастующего, сидящего на рельсах, в Кузбасс созидающий – в индустриальную опору российского государства.
За 20 лет Кузбасс прошел такой путь развития, который ни один регион в мире не проходил. За прошедшие годы построен практически второй Кузбасс. Те огромные позитивные перемены, которые произошли в Кузбассе, можно смело назвать чудом. Экономическим, социальным, а главное — человеческим чудом.
Пользуясь случаем, хочу ещё раз поблагодарить всех дорогих земляков за выдержку, мужество и истинный патриотизм. Главное, что всё это они сделали своим умом, талантом, рабочей смекалкой, житейской мудростью.
Низкий поклон им за трудовые подвиги, и пусть дети и внуки гордятся ими и берут с них пример мужества и упорства.
Аман Гумирович, чем объяснить, что Вы несколько раз участвовали в освобождении захваченных террористами заложников?
Конечно, даже в страшном сне мне не могло присниться, что мне самому, лично, когда-нибудь придётся сталкиваться с такими чрезвычайными происшествиями. Не сам же я кидался, рискуя жизнью, навстречу террористам с самодельными взрывными устройствами, пистолетами, ножами… Так складывались обстоятельства. По этому поводу есть такой анекдот.
В реке тонет человек, на берегу зеваки кричат: «Спасайте, спасайте, спасайте!» Вдруг один бросается в воду и спасает тонущего. Все кричат: «Молодец! Герой!» А тот отвечает: «Герой-то герой, но хотелось бы знать, кто меня в реку столкнул?!».
Кстати, за проведение антитеррористических операций мне было вручено наградное оружие: три именных боевых пистолета. Скажу честно, я горжусь этими наградами!
Год назад вы решили покинуть пост губернатора. Не жалеете?
Не хочу скрывать, мне и сейчас очень тяжело на душе. Но я считаю, что это было правильное решение.
Я перенёс две сложнейшие операции. После них необходима реабилитация. Да и трагедия в «Зимней вишне» сильно подкосила здоровье. А губернатор – это же не кабинетный работник. Нужно быть постоянно в движении, чтобы жизнь била ключом от рассвета до заката, надо много ездить по области, быть на предприятиях, вникать во все дела и т. д.
Но и без работы тоже не могу. Поэтому я сейчас – ректор института, который, кстати, сам же и создал. Ещё 16 лет назад, в 2002 году, я подписал распоряжение об образовании Кузбасского регионального института развития профессионального образования, так как в области тогда крайне не хватало рабочих кадров буквально во всех отраслях.
Да и сейчас это проблема номер один. Нехватка профессионалов высшей квалификации становится серьёзным тормозом для дальнейшего развития экономики.
Интересно жизнь складывается: думал ли я в 2002 году, когда создавал этот институт, что я в нём буду ректором?!
Давайте без обид, раньше к вам было не протолкнуться? А что сейчас?
Ну, что поделаешь, так устроено в жизни, не я один такой. Пока человек у власти, его почитают, ему улыбаются, здороваются три раза в день, друзей много, он всем нужен… А как только оставил пост – вокруг пустота. То есть те люди, в которых ты вложил столько сил, ума, опыта, практически воспитал их , они первыми и отвернулись.
Вначале, конечно, было обидно, но сейчас я понимаю,что всеми движет страх за свою карьеру, должность… Но, к счастью, не все такие. Есть глубоко порядочные люди, руководители, которые понимают и поддерживают в трудную минуту. Их много. И я им бесконечно благодарен. Такие люди на вес золота.
Аман Гумирович, что для вас всё-таки главное в жизни?
Для меня вся жизнь – работа, работа, работа. Семью почти не видел. Уходил – дети ещё спали, приходил – уже спали. Я очень благодарен своей супруге, которая всё вытянула на своих плечах.
Только сейчас я глубоко прочувствовал, что для человека самое главное – семья, дети, внуки. Они никогда не предадут, не отвернутся, они всегда рядом. И это для меня – главная опора.
Сейчас со мной – моя семья: супруга Эльвира Федоровна, сын Дмитрий с женой Василисой. Конечно, очень не хватает моего младшего сына Андрея, который погиб в 1998 году. Но я очень горжусь своими внуками, их много: Станислав, Андрей, Тимур, Татьяна, Тея. У меня, кстати, уже и правнук есть – Марат.
Вот это и есть мое главное богатство…
И ещё одно. Не скрою, хотел, чтобы и после ухода с поста губернатора меня вспоминали добрым словом, говорили: «Это сделал Аман», или: «Так было заведено при Тулееве».
Перефразируя В. Высоцкого, сейчас могу сказать:
Мне есть что рассказать,
Представ перед всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним.
Что пожелаете землякам?
Главное, всё то, что шаг за шагом создавалось годами, десятилетиями – сохранить, приумножить и идти дальше. Чтобы наши дети, внуки и правнуки всегда гордились своей малой родиной. И, конечно, всегда помнить о своих корнях, родителях, которым мы всем обязаны.
Здоровья всем! Радости, удачи и благополучия!