Новости
Проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее»
Проект «Билет в будущее» для школьников 6-11 классов был инициирован президентом Российской Федерации В.В. Путиным во время встречи с участниками всероссийского форума «Наставник» в феврале 2018 года. Оператором проекта выступил Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. В ноябре 2018 года проект стартовал в семи регионах России в формате фестиваля профессий, а в декабре – в Кемеровской области.
С 13 по 30 ноября 2018 года в семи регионах России прошли фестивали профессий для школьников. Фестиваль профессий стал передовой образовательной площадкой в формате профессиональных проб, объединяющей школьников, экспертов отраслевых направлений, специалистов образования и профориентации. Работа фестивалей профессий организована по кластерам «Здоровье», «Городская среда», «Информационные технологии», «Новые материалы», «Транспорт», «Сельское хозяйство», «Туризм», «Энергетика», «Космос». В фестивалях приняли участие более 300 федеральных и региональных работодателей. Отраслевыми экспертами разработано более 400 кейсовых заданий по более чем 90 профессиям. Организацию профессиональных проб обеспечивают почти 1000 экспертов, модераторов, наставников и спикеров. В рамках фестиваля школьники прошли онлайн-тестирование на специальной цифровой платформе (разработана специалистами Ворлдскиллс Россия), профессиональные пробы и каждый получил «траекторию профессионального развития» - рекомендации по изучению программ дополнительного образования в регионе.
«Одной из ключевых проблем в ранней профориентации является отсутствие у ребят возможности «примерить» на себя ту или иную профессию, что-то реально сделать руками, погрузиться в работу, почувствовать, как там все устроено. Некоторые школы практикуют экскурсии на предприятия, но это все равно взгляд «со стороны». В таком режиме очень трудно понять, твое это или не твое, получится у тебя или нет. Профориентация должна проходить в практической плоскости и под руководством опытного наставника, который в профессии уже реализовался, обладает необходимыми навыками на современном уровне. Только такой человек может показать картинку изнутри, рассказать обо всех тонкостях и подводных камнях, вовлечь в профессию. Уверен, что «Билет в будущее» станет самой передовой площадкой для реализации подобной инициативы», - комментирует Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».
В рамках Фестиваля профессий организуют практические сессии для педагогов - пространства для конструктивного диалога по ключевым вопросам и инструментам эффективных решений в системе профориентационной работы. Траектория развития педагогов в рамках Фестиваля направлена на формирование интереса и понимания необходимости принятия новой профессиональной позиции «педагога-навигатора».
В 2018 году «Билет в будущее» запускается в пилотном режиме и охватывает около 100 000 школьников в 32 регионах страны. Первые фестивали профессий состоялись в Томске, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Астрахани, Рязани, Тюмени, Санкт-Петербурге.
В Кемеровской области проект стартовал 6 декабря 2018 г. Реализация проекта «Билет в будущее» в Кузбассе осуществляется в два этапа: тестирование и проведение профессиональных проб. На цифровой платформе электронного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было зарегистрировано 356 общеобразовательных организаций Кемеровской области. Тестирование более 10 000 обучающихся региона проходило в три этапа: тест на готовность к выбору, выявление личностных качеств, на осведомленность и выбор сферы интересов. В личном кабинете школьники получили рекомендации по результатам диагностики и билет для прохождения профессиональных проб.
На втором этапе подготовлены площадки для реализации профессиональных проб на базе ФГБОУ ВО КемГУ, Кванториума, 21 профессиональной образовательной организации:
- ГКПОУ Кемеровский горнотехнический техникум
- ГПОУ «Березовский политехнический техникум»
- ГПОУ «Губернаторский техникум народных промыслов»
- ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» им. В.И. Заузелкова
- ГПОУ «Кемеровский профессионально-технический техникум»
- ГПОУ «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»
- ГПОУ «Кузнецкий индустриальный техникум»
- ГПОУ «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна» им. Волкова В.А.
- ГПОУ «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»
- ГПОУ «Мариинский политехнический техникум»
- ГПОУ «Новокузнецкий техникум пищевой промышленности»
- ГПОУ «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»
- ГПОУ «Новокузнецкий торгово-экономический техникум»
- ГПОУ «Новокузнецкий транспортно-технический техникум»
- ГПОУ «Прокопьевский аграрный колледж»
- ГПОУ «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»
- ГПОУ «Прокопьевский транспортный техникум»
- ГПОУ «Профессиональный колледж г. Новокузнецка»
- ГПОУ «Сибирский политехнический техникум»
- ГПОУ «Юргинский технологический колледж»
- ГПОУ Междуреченский горностроительный техникум
До 25 декабря профессиональные пробы пройдут по следующим компетенциям: графический дизайн, управление беспилотными летающими аппаратами, инженерная графика CAD, веб-дизайн, сетевое администрирование, электромонтаж, лабораторный химический анализ, малярные и декоративные работы, столярное и кондитерское дело ресторанный сервис, технологии моды.
В рамках проекта определено более 60 экспертов (наставников). Это представители образовательной организации среднего профессионального образования и высшего образования, имеющие соответствующую компетенцию эксперта Ворлдскиллс. Квалификация эксперта подтверждается профессиональной сертификацией. По итогам проведения профессиональных проб эксперт (наставник) формирует на электронном ресурсе проекта информацию об участии школьника в мероприятии, степени его вовлеченности, составляет для него индивидуальную рекомендацию.
В профессиональных пробах принимают участие 15000 школьников. Остальные обучающиеся, которые участвовали в тестировании, осуществят пробу на профессии в течение 2019 года.
В целом реализация проекта способствует совершенствованию региональной системы профориентации обучающихся, формированию у них ответственного отношения и готовности к выбору будущей профессии.