Кузбасский региональный институт развития профессионального образования
Новости
ИТОГИ
Международной научно-практической конференции
«Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век.
Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект)»
Кемерово, 17 марта 2016 г.
В Кемерово 17 марта 2016 г. состоялась Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект)». Организаторами конференции выступили департамент образования и науки Кемеровской области, Академия педагогических наук Казахстана, ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет».
В конференции приняли участие научные и педагогические работники, руководители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием из 21 субъекта Российской Федерации, входящего в состав 8 федеральных округов (в том числе из 6 регионов Сибирского федерального округа), представители академического сообщества из Российской академии образования, Академии педагогических наук Казахстана, Ташкентского финансового института (Республика Узбекистан). Всего в конференции участвовали 237 человек (153 – очно и 84 – заочно). Среди них 17 докторов наук, 45 кандидатов наук, 12 аспирантов и соискателей ученой степени.
В сборник материалов конференции были представлены 175 статей, в которых анализируются опыт, проблемы и перспективы:
- правового и экономического регулирования занятости молодёжи, приведения структуры подготовки рабочих (служащих) и специалистов в соответствие с запросами рынка труда, развития государственно-частного партнёрства в области подготовки квалифицированных кадров;
- развития профессиональной ориентации обучающихся; межведомственного взаимодействия в системе профориентации; психолого-педагогического сопровождения и профессионального самоопределения обучающихся; специфики профориентации для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, одаренных обучающихся; инновационных подходов к подготовке педагогических кадров и внедрения современных профориентационных практик;
- управления и оценки качества образования, обновления содержания профессионального образования, развития кадрового потенциала системы профессионального образования; развития современных технологий формирования компетенций, создания многофункциональных центров прикладных квалификаций; создания условий для непрерывного образования людей с ограниченными возможностями здоровья и «третьего возраста»;
- подготовки педагогических работников в системах высшего и среднего профессионального образования; внедрения профессионального стандарта педагога; использования инновационных технологий на разных этапах образования; повышения квалификации специалистов в соответствии с требованиями модернизации системы образования.
С 1 февраля по 16 марта 2016 года на сайте ГБУ ДПО «КРИРПО» (krirpo.ru) в разделе «Форумы и опросы» проводилась заочная дискуссия.
В рамках конференции проведены пять круглых столов, которые транслировались в режиме on-line на сайте института.
Итоги работы форумов и круглых столов
«Проблемы занятости молодежи»
В рамках форума были обсуждены вопросы развития государственно-частного партнерства в ПОО и трудоустройство выпускников. Особый интерес у участников дискуссии вызвали механизмы проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и подготовка конкурентоспособного специалиста – выпускника СПО.
При обсуждении темы «Трудоустройство выпускников» наибольшее внимание уделялось проблеме сертификации профессиональных квалификаций выпускников ПОО, использования мониторинга трудоустройства в течение 3-х лет в электронной программе "Выпускник" и программах самозанятости.
В работе круглого стола приняли участие 33 человека. Было заслушано 15 докладов. На круглом столе были подведены итоги конкурса программ развития профессиональных образовательных организаций «Государственно-частное партнерство в профессиональном образовании» и вручены дипломы победителям конкурса. Наибольшую активность участники проявили в обсуждении вопросов, касающихся нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в ПОО, независимой оценки качества профессионального образования, прохождения ПОО процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, роли педагога в организации социального партнерства с семьей в подготовке обучающегося к трудовой деятельности, профиля выпускника в социальной сети как фактора трудоустройства.
По итогам работы участники круглого стола внесли следующие предложения:
- Продолжить практику проведения областных конкурсов программ государственно-частного партнерства в профессиональном образовании с целью обобщения и распространения передового опыта по взаимодействию ПОО с организациями реального сектора экономики.
- При разработке критериев рейтинга ПОО учитывать критерии и показатели системы независимой оценки качества профессионального образования и внедрение профессиональных стандартов в образовательные программы.
- Определить направления деятельности МЦПК в процессе сертификации квалификации выпускников ПОО.
- ПОО систематизировать работу по прохождению педагогическими кадрами стажировок на предприятиях, в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 08.09.2015 г.).
Материалы круглого стола:
«Проблемы и перспективы развития системы профессиональной ориентации подростков и молодёжи»
В рамках форума участникам были предложены для обсуждения две темы: «Организация межведомственного взаимодействия и социального партнерства в системе профориентации» и «Специфика профориентации для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, одаренных обучающихся».
В работе круглого стола приняли участие 52 человека. Как отмечают участники круглого стола, социально-экономические изменения в России и на международной арене, отсутствие государственной координации деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, сделали актуальным поиск технологий профориентационной работы, отвечающих новым тенденциям в жизни российского общества.
В соответствии с программой круглого стола заслушаны и обсуждены 20 докладов и выступлений, рассмотрены проблемы, связанные с развитием системы профессиональной ориентации учащейся молодежи Кемеровской области, формированием готовности педагогов к решению проблем профессионального самоопределения обучающихся, совершенствованием научно-методического обеспечения использования практико-ориентированных форм в профориентации обучающихся, расширением и укрупнением социального партнерства, обозначением способов самоопределения обучающихся и лиц с ограниченными возможностями здоровья в выборе профессии, созданием моделей постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, их адаптации в социуме, формированием системы профориентации в учреждениях дополнительного образования, профориентационной работой в муниципалитете, системе «школа – техникум – предприятие». Особый интерес вызвали практикоориентированные доклады Д. В. Траут, представившей интерактивный урок «Основы выбора профессии», А. С. Масловой – разработка рабочей тетради по профориентации обучающихся с ОВЗ, А. О. Юркевич, Е. Я. Медведевой – демонстрация профориентационного мультфильма (пластелин) о профессии пожарного.
Участники круглого стола считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями, конструктивный диалог и эффективное взаимодействие субъектов профориентации на локальном, муниципальном и региональном уровнях. Выражают уверенность в том, что реализация Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанной и утвержденной в 2015 году ФГАУ «ФИРО», обеспечит более широкие возможности для формирования и развития готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
По итогам работы участники круглого стола внесли следующие предложения:
- Оптимизировать систему профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций разных типов путем реализации комплекса мер, направленных на популяризацию и повышение престижа рабочих профессий.
- Разработать нормативно-правовую базу, обеспечивающую взаимодействие образовательных организаций разных типов, муниципальных органов управления, субъектов экономической сферы по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся.
- Совершенствовать координацию деятельности региональных и муниципальных площадок с участием представителей образования, науки, родительской общественности и бизнеса для составления планов совместных действий, сквозных программ по профессиональному самоопределению, социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников.
- Осуществлять научно-методическое обеспечение практико-ориентированных форм (профессиональных проб, конкурсов, чемпионатов, ролевых и имитационных игр, тренингов, мастер-классов и др.) профориентации обучающихся.
- Осуществлять в образовательных организациях разных типов адресное сопровождение социально-профессиональной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся с ОВЗ, инвалиды и др.)
- Рекомендовать внедрение региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательный процесс образовательным организациям общего и профессионального образования.
- Рекомендовать ГБУ ДПО «КРИРПО» разработать дополнительную профессиональную программу переподготовки «Профориентация обучающихся» в соответствии с новыми требованиями к профессиональной компетентности педагогов.
Материалы круглого стола:
- Доброногова Н.В. Особенности профориентации обучающихся с ОВЗ.
- Долженко М.Л. Интерактивные методы в профориентационной работе.
- Зайцева Т.М. Социально-реабилитационный центр Алиса.
- Килина И.А. Использование практико-ориентированных форм в профориентации обучающихся.
- Кирсанова Е.Ю. Профориентационная деятельность в школе.
- Козырева Н.В. Метод проекта в профессиональном становлении обучающихся.
- Кравченко Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение студентов мед.колледжа.
- Маслова А.С. Психологический аспект в профориентационной работе.
- Понамарева Е.В. Роль конкурсов.
- Роут О.А. Коучинг.
- Рылова Н.Т. Социальное партнерство.
- Санникова И.Н. Информационный подход в профессиональной ориентации.
- Сахарова В. И. Подготовка педагога к решению проблем проф. самоопределения обучающихся.
- Серова Н.А. Профессиональная проба.
- Траут Д.В. Использование ИКТ в профориентационной работе.
- Шлыкова В.Н. Портрет подростка-учащегося.
- Юркевич А.О. Проблемы и перспективы развития системы проф. ориентации.
«Проблема развития педагогической науки и практики профессионального образования в фокусе модернизации российской системы образования»
На форуме обсуждались следующие темы: обновление содержания профессионального образования, пути развития кадрового потенциала системы профессионального образования; технологии формирования компетенций, педагогические и организационные стратегии развития профессионального образования; создание условий для непрерывного образования людей с ограниченными возможностями здоровья и «третьего возраста», новые формы и технологии образования взрослых, ресурс дистанционного образования и электронных средств обучения.
В работе круглого стола приняло участие 25 человек. Для очного обсуждения на круглом столе была определена следующая проблематика: управление и оценка качества образования (Шавгулидзе М.Г., генеральный директор Кузбасской торгово-промышленной палаты); создание многофункциональных центров прикладных квалификаций как точек роста системы профессионального образования (Светлаков К. Н., заместитель директора, руководитель ресурсного центра ГПОУ «Профессиональный колледж г. Новокузнецка»; Казаков Р. С., руководитель научно-методического отдела ГКПОУ «Кемеровский горнотехнический техникум»); современные технологии формирования компетенций (Журавлева М. В., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры ТООНС ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»; Овчинникова И. П., кандидат биологических наук, преподаватель ГБПОУ «Кемеровский областной медицинский колледж»; Климов В.М., заведующий кафедрой физического воспитания ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»).
Наибольший интерес вызвали и послужили поводом для дискуссии доклады: «Создание многофункциональных центров прикладных квалификаций как точек роста системы профессионального образования» Малороссияновой О. И., заведующей лабораторией мониторинга развития системы профессионального образования ГБУ ДПО «КРИРПО» и «Особенности функционирования многофункционального центра прикладных квалификаций, интегрированного в угольный кластер» Иукова Е. А., начальника МЦПК ГКПОУ «Кемеровский горнотехнический техникум».
По итогам работы участники круглого стола внесли следующие предложения:
- Изучить опыт ПОО г. Москвы, являющихся ресурсными центрами, по сетевому взаимодействию.
- При разработке учебных планов и программ обучения в Многофункциональных центрах прикладных квалификаций брать за основу содержание профессиональных стандартов. В случае если профессиональные стандарты не разработаны, содержание программ обучения в МЦПК может быть разработано на основе исследований регионального рынка труда и запросов работодателей.
Материалы круглого стола:
«Проблемы непрерывного образования педагогов»
В обсуждении вопросов на круглом столе приняли участие 30 человек. Было заслушано 8 докладов.
Наибольший интерес участники проявили в обсуждении вопросов:
- профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утверждён Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н);
- совершенствование профессионально-педагогической подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогов в соответствии с требованиями профстандарта педагога профессионального образования;
- методическая работа как фактор непрерывного образования педагога.
По итогам работы участники круглого стола внесли следующие предложения:
- В тематику августовской конференции педагогических работников ПОО Кемеровской области 2016 г. включить вопросы, связанные с подготовкой педагогов и ПОО к внедрению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
- Рекомендовать ГБУ ДПО «КРИРПО» разработать программы профессиональной переподготовки преподавателей ПОО по направлению «Педагог профессионального образования», для методистов ПОО – по направлению «Методическая деятельность в профессиональном образовании».
Материалы круглого стола:
- Вавилова Л.Н. Итоги форума.
- Видовская Т.Б, Назаренко И.С. Итоговые отчеты по практике в форме интерактивной игры.
- Гуляева М.А. ИМК преподавателя в условиях ПСП.
- Гумирова Н.М. Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности студентов.
- Дубровская В.А. Формирование профессиональной Я-концепции студента.
- Жуков Г.Н. Компетентностная модель преподавателя СПО.
- Нерадовская О.Р. Типологизация неформальных профессиональных сообществ.
- Сельдемирова Р.А. Методическая работа в ПОО как фактор непрерывного образования педагога.
«Проблемы преподавания математики в образовательных организациях в современных условиях»
Для обсуждения на круглом столе был представлен многоуровневый учебно-методический комплекс по математике под редакцией академика РАН Валерия Васильевича Козлова и академика РАО Александра Александровича Никитина:
- Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия [Текст] : учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни / В. В. Козлов, А. А. Никитин, В. С. Белоносов и др.; под ред. В. В. Козлова, А. А. Никитина. – Москва : ООО «Русское слово-учебник», 2014. – 464 с. – (Инновационная школа).
- Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия [Текст] : учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни / В. В. Козлов, А. А. Никитин, В. С. Белоносов и др.; под ред. В. В. Козлова, А. А. Никитина. – Москва : ООО «Русское слово-учебник», 2015. – 400 с. – (Инновационная школа).
- Методическое пособие к учебнику «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» под редакцией академика РАН В. В. Козлова и академика РАО А. А. Никитина [Текст] / авт.-сост. В. В. Козлов, А. А. Никитин, В. С. Белоносов и др. – Москва : ООО «Русское слово-учебник», 2015. – 328 с. – (Инновационная школа).
- Программа курса «Математика». 10-11 классы [Текст] / авт.-сост. В. В. Козлов, А. А. Никитин, В. С. Белоносов и др. ; под ред. В. В. Козлова, А. А. Никитина. – Москва : ООО «Русское слово-учебник», 2014. – 64 с. – (Инновационная школа).
- Рабочая программа к учебнику «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» под редакцией академика РАН В. В. Козлова и академика РАО А. А. Никитина для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень [Текст] / авт.-сост. Е. В. Лебедева. – Москва : ООО «Русское слово-учебник», 2015. – 160 с. – (Инновационная школа).
- Рабочая программа к учебнику «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» под редакцией академика РАН В. В. Козлова и академика РАО А. А. Никитина для 10 класса общеобразовательных организаций. Углубленный уровень [Текст] / авт.-сост. Е. В. Лебедева. – Москва : ООО «Русское слово-учебник», 2015. – 224 с. – (Инновационная школа).
- Лебедева, Е. В. Готовимся к ГИА и ЕГЭ: математика: учимся решать задания со знаком модуля [Текст] : пособие для обучающихся / Е. В. Лебедева, В. А. Семиряжко. – Москва : ООО «Русское слово-учебник», 2014. – 88 с.
Презентацию УМК провел Марковичев Александр Сергеевич, кандидат физико-математических наук, профессор, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт педагогических исследований одаренности детей» РАО. Цель презентации УМК для преподавателей ПОО – адаптация для использования в системе СПО. Для участия в работе круглого стола были приглашены преподаватели математики из пилотных ПОО по реализации ФГОС среднего общего образования. Также участие в обсуждении УМК приняли представители ПОО Кемеровской области, коллеги из г. Томска.
Предварительно на экспертизу преподавателям математики были предложены учебники для 10 и 11 класса. Преподаватели – участники круглого стола в письменной и устной форме высказали свои замечания и предложения, отражающие специфику преподавания дисциплины «математика» в ПОО в соответствии с профилем общеобразовательной подготовки (техническим, естественнонаучным, социально-экономическим, гуманитарным). Также педагоги смогли задать интересующие вопросы С.А. Марковичеву как одному из авторов УМК. Высокую оценку педагогов-практиков получили рабочие программы к учебникам «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» под редакцией академика РАН В. В. Козлова и академика РАО А. А. Никитина для 10 класса общеобразовательных организаций (базовый/углубленный уровень), в которых четко структурировано поурочное планирование содержания дисциплины.
По итогам круглого стола все поступившие от преподавателей математики предложения будут обобщены и направлены в письменном виде авторам.
Материалы круглого стола:
В целом участники конференции считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и накопленным опытом. По результатам совместной работы они выработали следующие рекомендации оргкомитету конференции:
- опубликовать лучшие статьи в журнале «Профессиональное образование в России и за рубежом»;
- представить настоящие предложения для опубликования на официальных сайтах организаторов конференции.