Новости

ИТОГИ 
Международной научно-практической конференции
«Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. 
Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект)»
Кемерово, 17 марта 2016 г.



       В Кемерово 17 марта 2016 г. состоялась Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект)». Организаторами конференции выступили департамент образования и науки Кемеровской области, Академия педагогических наук Казахстана, ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет».

       В конференции приняли участие научные и педагогические работники, руководители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием из 21 субъекта Российской Федерации, входящего в состав 8 федеральных округов (в том числе из 6 регионов Сибирского федерального округа), представители академического сообщества из Российской академии образования, Академии педагогических наук Казахстана,  Ташкентского финансового института (Республика Узбекистан). Всего в конференции участвовали 237 человек (153 – очно и 84 – заочно). Среди них 17 докторов наук, 45 кандидатов наук, 12 аспирантов и соискателей ученой степени.

       В сборник материалов конференции были представлены 175 статей, в которых анализируются опыт, проблемы и перспективы:
  • правового и экономического регулирования занятости молодёжи, приведения структуры подготовки рабочих (служащих) и специалистов в соответствие с запросами рынка труда, развития государственно-частного партнёрства в области подготовки квалифицированных кадров;
  • развития профессиональной ориентации обучающихся; межведомственного взаимодействия в системе профориентации; психолого-педагогического сопровождения и профессионального самоопределения обучающихся; специфики профориентации для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, одаренных обучающихся; инновационных подходов к подготовке педагогических кадров и внедрения современных профориентационных практик;
  • управления и оценки качества образования, обновления содержания профессионального образования, развития кадрового потенциала системы профессионального образования; развития современных технологий формирования компетенций, создания многофункциональных центров прикладных квалификаций; создания условий для непрерывного образования людей с ограниченными возможностями здоровья и «третьего возраста»;
  • подготовки педагогических работников в системах высшего и среднего профессионального образования; внедрения профессионального стандарта педагога; использования инновационных технологий на разных этапах образования; повышения квалификации специалистов в соответствии с требованиями модернизации системы образования.
       С 1 февраля по 16 марта 2016 года на сайте ГБУ ДПО «КРИРПО» (krirpo.ru) в разделе «Форумы и опросы» проводилась заочная дискуссия. 

       В рамках конференции проведены пять круглых столов, которые транслировались в режиме on-line на сайте института.  


Итоги работы форумов и круглых столов


 «Проблемы занятости молодежи»

       В рамках форума были обсуждены  вопросы развития государственно-частного партнерства в ПОО  и трудоустройство выпускников. Особый интерес у участников дискуссии вызвали механизмы проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ  и  подготовка конкурентоспособного специалиста – выпускника СПО.  
При обсуждении темы «Трудоустройство выпускников» наибольшее внимание уделялось проблеме   сертификации профессиональных квалификаций выпускников ПОО, использования мониторинга трудоустройства в течение 3-х лет в электронной программе "Выпускник" и программах самозанятости. 
       В работе круглого стола приняли участие 33 человека. Было заслушано 15 докладов. На круглом столе были подведены итоги конкурса программ развития профессиональных образовательных организаций «Государственно-частное партнерство в профессиональном образовании» и вручены дипломы победителям конкурса. Наибольшую активность участники проявили в обсуждении вопросов, касающихся нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в ПОО, независимой оценки качества профессионального образования, прохождения ПОО процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, роли педагога в организации социального партнерства с семьей в подготовке обучающегося к трудовой деятельности, профиля выпускника в социальной сети как фактора трудоустройства.

По итогам работы участники круглого стола внесли следующие предложения:
  1. Продолжить практику проведения областных конкурсов программ государственно-частного партнерства в профессиональном образовании с целью обобщения и распространения передового опыта по взаимодействию ПОО с организациями реального сектора экономики.
  2. При разработке критериев рейтинга ПОО учитывать критерии и показатели системы независимой оценки качества профессионального образования и внедрение профессиональных стандартов в образовательные программы.
  3. Определить направления деятельности МЦПК в процессе сертификации квалификации выпускников ПОО.
  4. ПОО систематизировать работу по прохождению педагогическими кадрами стажировок на предприятиях, в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. Приказом Минтруда и соцзащиты РФ  от 08.09.2015 г.). 
Материалы круглого стола:


 
«Проблемы и перспективы развития системы профессиональной ориентации подростков и молодёжи»

       В рамках форума участникам были предложены для обсуждения две темы: «Организация межведомственного взаимодействия и социального партнерства в системе профориентации» и «Специфика профориентации для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, одаренных обучающихся».
       В работе круглого стола приняли участие 52 человека. Как отмечают участники круглого стола, социально-экономические изменения в России и на международной арене, отсутствие государственной координации деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, сделали актуальным поиск технологий профориентационной работы, отвечающих новым тенденциям в жизни российского общества. 
       В соответствии с программой круглого стола заслушаны и обсуждены 20 докладов и выступлений, рассмотрены проблемы, связанные с развитием системы профессиональной ориентации учащейся молодежи Кемеровской области, формированием готовности педагогов к решению проблем профессионального самоопределения обучающихся, совершенствованием научно-методического обеспечения использования практико-ориентированных форм в профориентации обучающихся, расширением и укрупнением социального партнерства, обозначением способов самоопределения обучающихся и лиц с ограниченными возможностями здоровья в выборе профессии, созданием моделей постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, их адаптации в социуме,  формированием системы профориентации в учреждениях дополнительного образования, профориентационной работой в  муниципалитете, системе «школа – техникум – предприятие». Особый интерес вызвали практикоориентированные доклады Д. В. Траут, представившей интерактивный урок «Основы выбора профессии», А. С. Масловой – разработка рабочей тетради по профориентации обучающихся с ОВЗ, А. О. Юркевич, Е. Я. Медведевой – демонстрация профориентационного мультфильма (пластелин) о профессии пожарного.
       Участники круглого стола считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями, конструктивный диалог и эффективное взаимодействие субъектов профориентации на локальном, муниципальном и региональном уровнях. Выражают уверенность в том, что реализация Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанной и утвержденной в 2015 году ФГАУ «ФИРО», обеспечит более широкие возможности для формирования и развития готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

По итогам работы участники круглого стола внесли следующие предложения:
  1. Оптимизировать систему профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций разных типов путем реализации комплекса мер, направленных на популяризацию и повышение престижа рабочих профессий.
  2. Разработать нормативно-правовую базу, обеспечивающую взаимодействие образовательных организаций разных типов, муниципальных органов управления, субъектов экономической сферы по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся.
  3. Совершенствовать координацию деятельности региональных и муниципальных площадок с участием представителей образования, науки, родительской общественности и бизнеса для составления планов совместных действий, сквозных программ по профессиональному самоопределению, социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников.
  4. Осуществлять научно-методическое обеспечение практико-ориентированных форм (профессиональных проб, конкурсов, чемпионатов, ролевых и имитационных игр, тренингов, мастер-классов и др.)  профориентации обучающихся.
  5. Осуществлять в образовательных организациях разных типов адресное сопровождение социально-профессиональной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся с ОВЗ, инвалиды и др.)
  6. Рекомендовать внедрение региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательный процесс образовательным организациям общего и профессионального образования.
  7. Рекомендовать ГБУ ДПО «КРИРПО» разработать дополнительную профессиональную программу переподготовки  «Профориентация обучающихся» в соответствии с новыми требованиями к профессиональной компетентности педагогов.
Материалы круглого стола:



«Проблема развития педагогической науки и практики профессионального образования в фокусе модернизации российской системы образования»

       На форуме обсуждались следующие темы: обновление содержания профессионального образования, пути развития кадрового потенциала системы профессионального образования; технологии формирования компетенций, педагогические и организационные стратегии развития профессионального образования; создание условий для непрерывного образования людей с ограниченными возможностями здоровья и «третьего возраста», новые формы и технологии образования взрослых, ресурс дистанционного образования и электронных средств обучения. 
        В работе круглого стола приняло участие 25 человек. Для очного обсуждения на круглом столе была определена следующая проблематика: управление и оценка качества образования (Шавгулидзе М.Г., генеральный директор Кузбасской торгово-промышленной палаты); создание многофункциональных центров прикладных квалификаций как точек роста системы профессионального образования (Светлаков К. Н., заместитель директора, руководитель ресурсного центра ГПОУ «Профессиональный колледж г. Новокузнецка»; Казаков Р. С., руководитель научно-методического отдела ГКПОУ «Кемеровский горнотехнический техникум»); современные технологии формирования компетенций (Журавлева М. В., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры ТООНС ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»; Овчинникова И. П., кандидат биологических наук, преподаватель ГБПОУ «Кемеровский областной медицинский колледж»; Климов В.М., заведующий кафедрой физического воспитания ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»).
       Наибольший интерес вызвали и послужили поводом для дискуссии  доклады: «Создание многофункциональных центров прикладных квалификаций как точек роста системы профессионального образования» Малороссияновой О. И., заведующей лабораторией мониторинга развития системы профессионального образования ГБУ ДПО «КРИРПО» и «Особенности функционирования многофункционального центра прикладных квалификаций, интегрированного в угольный кластер» Иукова Е. А., начальника МЦПК ГКПОУ «Кемеровский горнотехнический техникум».

По итогам работы участники круглого стола внесли следующие предложения:
  1. Изучить опыт ПОО г. Москвы, являющихся ресурсными центрами, по сетевому взаимодействию.
  2. При разработке учебных планов и программ обучения в Многофункциональных центрах прикладных квалификаций  брать за основу содержание профессиональных стандартов. В случае если профессиональные стандарты не разработаны, содержание программ обучения в МЦПК может быть разработано на основе исследований регионального рынка труда и запросов работодателей.
Материалы круглого стола:


«Проблемы непрерывного образования педагогов»

       В обсуждении вопросов на круглом столе приняли участие  30 человек. Было заслушано 8 докладов.
       Наибольший интерес участники проявили в обсуждении вопросов: 
  • профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утверждён Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н);
  • совершенствование профессионально-педагогической подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогов в соответствии с требованиями профстандарта педагога профессионального образования; 
  • методическая  работа как фактор непрерывного образования педагога.
По итогам работы участники круглого стола внесли следующие предложения:
  1. В тематику  августовской конференции педагогических работников ПОО Кемеровской области 2016 г.  включить вопросы, связанные с подготовкой педагогов и  ПОО к внедрению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». 
  2. Рекомендовать ГБУ ДПО «КРИРПО» разработать программы профессиональной переподготовки преподавателей ПОО по направлению «Педагог профессионального образования», для методистов ПОО – по направлению «Методическая деятельность в профессиональном образовании».
Материалы круглого стола:



 «Проблемы преподавания математики в образовательных организациях в современных условиях»

       Для обсуждения на круглом столе был представлен многоуровневый учебно-методический комплекс по математике под редакцией академика РАН Валерия Васильевича Козлова и академика РАО Александра Александровича Никитина:
  • Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия [Текст] : учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни / В. В. Козлов, А. А. Никитин, В. С. Белоносов и др.; под ред. В. В. Козлова, А. А. Никитина. – Москва : ООО «Русское слово-учебник», 2014. – 464 с. – (Инновационная школа).
  • Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия [Текст] : учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни / В. В. Козлов, А. А. Никитин, В. С. Белоносов и др.; под ред. В. В. Козлова, А. А. Никитина. – Москва : ООО «Русское слово-учебник», 2015. – 400 с. – (Инновационная школа).
  • Методическое пособие к учебнику «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» под редакцией академика РАН В. В. Козлова и академика РАО А. А. Никитина [Текст] / авт.-сост. В. В. Козлов, А. А. Никитин, В. С. Белоносов и др. – Москва : ООО «Русское слово-учебник», 2015. – 328 с. – (Инновационная школа).
  • Программа курса «Математика». 10-11 классы [Текст] / авт.-сост. В. В. Козлов, А. А. Никитин, В. С. Белоносов и др. ; под ред. В. В. Козлова, А. А. Никитина. – Москва : ООО «Русское слово-учебник», 2014. – 64 с. – (Инновационная школа).
  • Рабочая программа к учебнику «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» под редакцией академика РАН В. В. Козлова и академика РАО А. А. Никитина для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень [Текст] / авт.-сост. Е. В. Лебедева. – Москва : ООО «Русское слово-учебник», 2015. – 160 с. – (Инновационная школа).
  • Рабочая программа к учебнику «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» под редакцией академика РАН В. В. Козлова и академика РАО А. А. Никитина для 10 класса общеобразовательных организаций. Углубленный уровень [Текст] / авт.-сост. Е. В. Лебедева. – Москва : ООО «Русское слово-учебник», 2015. – 224 с. – (Инновационная школа).
  • Лебедева, Е. В. Готовимся к ГИА и ЕГЭ: математика: учимся решать задания со знаком модуля [Текст] : пособие для обучающихся / Е. В. Лебедева, В. А. Семиряжко. – Москва : ООО «Русское слово-учебник», 2014. – 88 с.
       Презентацию УМК провел Марковичев Александр Сергеевич, кандидат физико-математических наук, профессор, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт педагогических исследований одаренности детей» РАО. Цель презентации УМК для преподавателей ПОО – адаптация для использования в системе СПО. Для участия в работе круглого стола были приглашены преподаватели математики из пилотных ПОО по реализации ФГОС среднего общего образования. Также участие в обсуждении УМК приняли представители ПОО Кемеровской области, коллеги из г. Томска.
       Предварительно на экспертизу преподавателям математики были предложены учебники для 10 и 11 класса. Преподаватели – участники круглого стола в письменной и устной форме высказали свои замечания и предложения, отражающие специфику преподавания дисциплины «математика» в ПОО в соответствии с профилем общеобразовательной подготовки (техническим, естественнонаучным, социально-экономическим, гуманитарным).  Также педагоги смогли задать интересующие вопросы  С.А. Марковичеву как одному из авторов УМК. Высокую оценку педагогов-практиков получили рабочие программы к учебникам «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» под редакцией академика РАН В. В. Козлова и академика РАО А. А. Никитина для 10 класса общеобразовательных организаций (базовый/углубленный уровень), в которых четко структурировано поурочное планирование содержания дисциплины. 
       По итогам круглого стола все поступившие от преподавателей математики предложения будут обобщены и направлены в письменном виде авторам. 

Материалы круглого стола:



       В целом участники конференции считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и накопленным опытом. По результатам совместной работы они выработали следующие рекомендации оргкомитету конференции:
  • опубликовать  лучшие статьи в журнале «Профессиональное образование в России и за рубежом»;
  • представить настоящие предложения для опубликования на официальных сайтах организаторов конференции.