Центр профориентации (кабинет 3.4)
Начальник центра
Тимофеева Ирина Геннадьевна,
e-mail: cpips@krirpo.ru
Сотрудники центра:
Траут Диана Валерьевна,
методист
|
Серова Наталья Анатольевна,
методист, награждена
Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации | Понамарева Елена Владимировна,
методист
|
Рылова
Надежда Тихоновна,
кандидат педагогических наук,
отличник народного просвещения, методист | |||
Доброногова Наталья Васильевна,
методист |
Недоспасова Нина Павловна,
кандидат педагогических наук, доцент, отличник народного просвещения, заслуженный учитель Российской Федерации, методист |
Малахова Наталья Олеговна,
педагог-психолог |
Козырева
Наталья Владимировна,
методист
| |||
Долженко Маргарита Леонидовна,
методист
|
|
|
|
| ||
Целью деятельности Центра является развитие системы профессиональной ориентации дошкольного, общего, специального (коррекционного), дополнительного, профессионального и высшего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основными задачами Центра являются:
В развитии системы профессиональной ориентации:
- совершенствование системы профессиональной ориентации обучающихся на профессии, необходимые Кузбассу;
- участие в организации и проведении мероприятий (конкурсов, выставок, научно-практических конференций и т.д.), направленных на выявление и популяризацию инновационных образовательных ресурсов организаций дошкольного, общего, специального (коррекционного), дополнительного, профессионального и высшего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области профориентации обучающихся на востребованные в Кузбассе профессии;
- разработка программ (проектов) в области профессиональной ориентации обучающихся, содействие внедрению их в образовательную практику;
- организация научно-исследовательской деятельности по профессиональной ориентации обучающихся в базовых учреждениях дошкольного, общего, специального (коррекционного), дополнительного, профессионального и высшего образования, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обеспечении программ повышения квалификации педагогических работников по вопросам профессиональной ориентации обучающихся:
- организация повышения квалификации работников дошкольного, общего, специального (коррекционного), дополнительного, профессионального и высшего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области профессиональной ориентации обучающихся и их родителей (законных представителей);
- разработка методических материалов для обеспечения программ повышения квалификации в вопросах профессиональной ориентации обучающихся и их родителей (законных представителей);
- организация социального партнерства с государственными, муниципальными и негосударственными органами и организациями (социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости населения и других), а также общественными организациями и объединениями в области реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников по вопросам профориентации обучающихся.
- организация повышения квалификации работников дошкольного, общего, специального (коррекционного), дополнительного, профессионального и высшего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области профессиональной ориентации обучающихся и их родителей (законных представителей);
- разработка методических материалов для обеспечения программ повышения квалификации в вопросах профессиональной ориентации обучающихся и их родителей (законных представителей);
- организация социального партнерства с государственными, муниципальными и негосударственными органами и организациями (социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости населения и других), а также общественными организациями и объединениями в области реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников по вопросам профориентации обучающихся.
В 2012/2014 гг. осуществлялась деятельность экспериментальных площадок по разработке и апробации научно-методического обеспечения организации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Прокопьевском промышленно-экономическом техникуме и в Беловском техникуме железнодорожного транспорта.
В октябре 2013 года на основании приказа Федерального института развития образования от 17 мая 2013 № 76 «О присвоении статуса экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» в ГОУ «КРИРПО» функционировала экспериментальная площадка по теме: «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования» на базе центра профориентации и постинтернатного сопровождения. Реализация деятельности площадки осуществлялась в образовательных организациях общего и профессионального образования Ленинск-Кузнецкого городского округа, Центра подготовки и развития персонала АО «СУЭК - Кузбасс» (Отчет о деятельности прошел регистрацию: Информационная карта реферативно-библиографических сведений (регистрационный номер АААА-Б16-216040540024-4, регистрационный номер НИОКТР 01201376570 от 5.04.2016).
В 2016 году Институту присвоен статус федеральной экспериментальной площадки по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся» (приказ ФГАУ «ФИРО» от 24.06.2016 № 198).
В обеспечении программ повышения квалификации работников всех уровней образования по вопросам профессиональной ориентации обучающихся и постинтернатного сопровождения детей-сирот:
- организация обучения и повышения квалификации педагогических работников в области постинтернатного сопровождения, профессиональной ориентации, социальной адаптации воспитанников и обучающихся;
- разработка методических материалов по вопросам постинтернатного сопровождения, профессиональной ориентации воспитанников и обучающихся.
Подготовлены и изданы методические рекомендации: «Формы и методы профориентации обучающихся», «Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях», «Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях», которые используются при реализации дополнительных профессиональных программ «Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения» и «Разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профориентации молодежи». Данные программы прошли регистрацию электронного ресурса в Объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (свидетельство о регистрации электронного ресурса № 18848 11.01.2013 и № 18757 12.12.2012). С 2014 году реализуются дополнительные профессиональные программы «Обеспечение постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов», «Наставничество как процесс формирования личности молодого работника». С 2017 г. дополнительные профессиональные программы «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся», «Организация сопровождения социальной адаптации и профессионального самоопределения обучающихся», «Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями». С 2019 г. «Организация сопровождения профессионального самоопределения воспитанников и обучающихся». Все программы вошли в Реестр дополнительных профессиональных программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников Кемеровской области, прошедших конкурсный отбор.
На выставке-ярмарке «Кузбасский образовательный форум – 2015» в конкурсе «Инновации в образовании» проект по организации постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получил гран-при, золотую медаль и диплом победителя конкурса. Методические рекомендации «Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях» стали победителями всероссийского конкурса по присуждению общественных наград Национальной премии «Золотой фонд Российского образования» «Панорама творчества» (диплом I степени, 2014 год), в III Международном конкурсе учебно-методической, учебной и научной литературы, изданной в 2013–2014 г.г., «Золотой корифей» заняли II место в номинации «Психологические науки» (диплом лауреата).
Опыт деятельности участников федеральной экспериментальной площадки представлен на Кузбасском образовательном форуме в конкурсе «Инновации в образовании» (номинация «Инновации в обучении» в рамках Кузбасского образовательного форума-2017) «Комплект методических рекомендаций по организации и проведению профессиональных проб для старшеклассников» изданий серии «Профориентация» награжден Диплом, золотой медалью, гран-при конкурса. В 2018 г. за лучший экспонат «Комплект научно-методических материалов по организационно-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся» получили золотую медаль и диплом. А также на первом всероссийском форуме «Наставник – 2018» в г. Москве, форуме Сибирского федерального округа «Наставник» в г. Иркутске (20 февраля 2018 г.), научно-практических конференциях разного уровня, в монографии «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся» и методических рекомендациях «Сопровождение профессионального самоопределения студентов ПОО», «Сопровождение профессионального самоопределения школьников». Методические рекомендации и монография размещены на сайте «Образовательная инициатива» ФГАУ «ФИРО» в разделе «Публикации».
В 2019 г. завершила работа федеральная экспериментальная площадка «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся». Отчет о результатах научно-исследовательской деятельности прошел регистрацию: Информационная карта реферативно-библиографических сведений (регистрационный номер АААА-А19-119040490004-0, регистрационный номер НИОКТР АААА-Б19-219100790011-5 от 07.10.2019). По итогам изданы монография «Сопровождение социально-профессиональной адаптации обучающихся» (представлена на VI Всероссийский инновационный общественный конкурс на лучший учебник, учебное пособие и монографию, областной конкурс «Лучшая монография 2019 года»), методические рекомендации по данной проблематике.
Большое внимание уделяется развитию системы ранней профориентации воспитанников и обучающихся. С 2018 г. работает экспериментальная площадка в г. Междуреченске по теме «Разработка и реализация муниципальной системы ранней профориентации дошкольников». Базовыми учреждениями являются МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28 «Вишенка», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45 «Добрая фея», МБДОУ «Детский сад № 54 «Веснушки», МКУ «Управление образованием Междуреченского городского округа».
В марте 2018 г. стартовал профориентационный проект «Сто дорог – одна моя», участниками которого стали пилотные общеобразовательные организации: МБОУ «СОШ № 34 им. Амелина С. А.» г. Кемерово, МБНОУ «Лицей № 111» г. Новокузнецк, МБОУ «Трудармейская СОШ» Прокопьевский район, МБОУ «СОШ № 8» г. Топки. Данный проект направлен на проведение целенаправленной, системной профориентационной работы с обучающимися, начиная с первого класса, носит долгосрочный (период реализации 2018-2027 гг.) и межведомственный характер, предполагающий взаимодействие управления образования и центра занятости населения муниципалитета, социальных партнеров.
С опытом деятельности участников экспериментальных площадок и проекта «Сто дорог – одна моя» педагогическое сообщество знакомится на профориентационном портале Кузбасса «ПРОФориентир».
В 2019 г. профориентационный портал Кузбасса «ПРОФориентир» в рамках конгрессно-выставочного мероприятия «Кузбасский образовательный форум» был представлен на конкурс «Инновации в образовании» в номинацию «Комплексные (системные) инновации» и получил золотую медаль, диплом и гран-при.
В 2021 г. по итогам конкурса «Лучшая образовательная организация» в рамках «Кузбасский образовательный форум» представленный материал о региональной системе профориентации, координатором которой является ГБУ ДПО «КРИРПО», получил золотую медаль, диплом.
В апреле 2018 г. департамент образования и науки Кемеровской области совместно с Институтом приняли участие и стали победителями конкурсного отбора комплексов мер субъектов РФ по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций. Реализация Комплекса мер в регионе осуществляется в 2018-2019 гг. на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональных образовательных организаций, организаций социальной защиты и др.
С июля по сентябрь 2019 года Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы» был проведен конкурс лучших практик в рамках реализации проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее». Шесть практик методистов центра профориентации и постинтернатного сопровождения вошли в реестр профориентационных мероприятий субъектов РФ и рекомендованы для использования в проекте «Билет в будущее». Начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения Килина Ирина Александровна, методист центра Осипова Наталия Владимировна включены в список наставников, вошедшие в реестр наставников. В сентябре 2019 года сотрудники центра приняли участие в проекте АНО «Россия – страна возможностей» и Общероссийского народного фронта «Профстажировки 2.0.», шесть кейсов размещены на платформе, решение которых осуществляют студенты из разных регионов Российской Федерации.
С января 2020 г. действует временный научно-исследовательский коллектив по теме «Современные форматы профориентации воспитанников и обучающихся в условиях взаимодействия образовательных организаций разных типов (на примере Кемеровского, Ленинск-Кузнецкого, Новокузнецкого, Осинниковского городских округов Кемеровской области)», в состав которого вошли базовые учреждения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.
В кадровый состав Центра входят три кандидата наук, девять методистов высшей квалификационной категории, педагог-психолог. Сотрудники центра активно участвуют в международных, всероссийских научно-практических, методических конференциях, конкурсах, ими опубликовано более 500 научных статей.
Нормативные документы:
- Соглашение о создании экспериментальной площадки
- Свидетельство о присвоении статуса федеральной экспериментальной площадки
- Cопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования
- Приказ о присвоении статуса экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО»
- Примерное Положение о деятельности профконсультанта
- Примерные функциональные обязанности профконсультанта
- Примерное Положение о профорориентации обучающихся в школе
- Примерное Положение о профориентации обучающихся в ПОО
- Положение об организации профильного обучения старшекласников профориентации молодежи на базе ресурсных центров
- Положение о портфолио
- Положение о профессиональных пробах
- Порядок взаимодействия образовательных организаций по социально-профессиональной адаптации
- Распоряжение Коллегии АКО №67-р от 06.03.2018 г. О реализации долгосрочного профориентационного проекта «Сто дорог одна моя»
- Положение о региональном методическом объединении профконсультантов
- Распоряжение Губернатора Кемеровской области об утверждении регионального плана профориентационных мероприятий на 2019 год