Кузбасский региональный институт развития профессионального образования
Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект)»
17 марта 2016 года в Кемерове состоялась Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект)».
Организаторами конференции выступили: департамент образования и науки Кемеровской области, Академия педагогических наук Казахстана, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, Кемеровский государственный университет, Благовещенский государственный педагогический университет.
В конференции приняли участие научные и педагогические работники, руководители образовательных организаций, специалисты органов управления образованием из 21 субъекта Российской Федерации, входящего в состав 8 федеральных округов (в том числе из 6 регионов Сибирского федерального округа), представители академического сообщества из Российской академии образования, Академии педагогических наук Казахстана, Ташкентского финансового института (Республика Узбекистан). Всего в конференции участвовали 237 человек (153 – очно и 84 – заочно). Среди них 17 докторов наук, 45 кандидатов наук, 12 аспирантов и соискателей ученой степени.
В сборник материалов конференции были представлены 175 статей, в которых анализируются опыт, проблемы и перспективы:
- правового и экономического регулирования занятости молодежи, приведения структуры подготовки рабочих (служащих) и специалистов в соответствие с запросами рынка труда, развития государственно-частного партнерства в области подготовки квалифицированных кадров;
- развития профессиональной ориентации обучающихся; межведомственного взаимодействия в системе профориентации; психолого-педагогического сопровождения и профессионального самоопределения обучающихся; специфики профориентации для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, одаренных обучающихся; инновационных подходов к подготовке педагогических кадров и внедрения современных профориентационных практик;
- управления и оценки качества образования, обновления содержания профессионального образования, развития кадрового потенциала системы профессионального образования; развития современных технологий формирования компетенций, создания многофункциональных центров прикладных квалификаций; создания условий для непрерывного образования людей с ограниченными возможностями здоровья и «третьего возраста»;
- подготовки педагогических работников в системах высшего и среднего профессионального образования; внедрения профессионального стандарта педагога; использования инновационных технологий на разных этапах образования; повышения квалификации специалистов в соответствии с требованиями модернизации системы образования.
С 1 февраля по 16 марта 2016 года на сайте института (krirpo.ru) в разделе «Форумы и опросы» проводилась заочная дискуссия.
В рамках конференции проведены пять круглых столов, которые транслировались в онлайн режиме на сайте института.
Итоги работы форумов и круглых столов:
«Проблемы занятости молодежи»
В рамках форума были обсуждены вопросы развития государственно-частного партнерства в ПОО и трудоустройства выпускников. Особый интерес у участников дискуссии вызвали механизмы проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и подготовка конкурентоспособного специалиста – выпускника СПО.
При обсуждении темы «Трудоустройство выпускников» наибольшее внимание уделялось проблеме сертификации профессиональных квалификаций выпускников ПОО, использования мониторинга трудоустройства в течение 3 лет в электронной программе «Выпускник» и программах самозанятости.
В работе круглого стола приняли участие 33 человека. Были заслушаны 15 докладов, подведены итоги конкурса программ развития профессиональных образовательных организаций «Государственно-частное партнерство в профессиональном образовании» и вручены дипломы победителям. Наибольшую активность участники проявили в обсуждении вопросов, касающихся нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в ПОО, независимой оценки качества профессионального образования, прохождения ПОО процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, роли педагога в организации социального партнерства с семьей при подготовке обучающегося к трудовой деятельности, профиля выпускника в социальной сети как фактора трудоустройства.
По итогам работы участники круглого стола внесли следующие предложения:
- продолжить практику проведения областных конкурсов программ государственно-частного партнерства в профессиональном образовании с целью обобщения и распространения передового опыта по взаимодействию ПОО с организациями реального сектора экономики;
- при разработке критериев рейтинга ПОО учитывать критерии и показатели системы независимой оценки качества профессионального образования и внедрение профессиональных стандартов в образовательные программы;
- определить направления деятельности МЦПК в процессе сертификации квалификации выпускников ПОО;
- ПОО систематизировать работу по прохождению педагогическими кадрами стажировок на предприятиях в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утвержден Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 08.09.2015).
Материалы круглого стола:
«Проблемы и перспективы развития системы профессиональной ориентации подростков и молодежи»
В рамках форума участникам были предложены для обсуждения две темы: «Организация межведомственного взаимодействия и социального партнерства в системе профориентации» и «Специфика профориентации для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, одаренных обучающихся».
В работе круглого стола приняли участие 52 человека. Как отмечают участники, социально-экономические изменения в России и на международной арене, отсутствие государственной координации деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся сделали актуальным поиск технологий профориентационной работы, отвечающих новым тенденциям в жизни российского общества.
На круглом столе были заслушаны и обсуждены 20 докладов и выступлений, рассмотрены проблемы, связанные с развитием системы профессиональной ориентации учащейся молодежи Кемеровской области, формированием готовности педагогов к решению проблем профессионального самоопределения обучающихся, совершенствованием научно-методического обеспечения использования практико-ориентированных форм в профориентации обучающихся, расширением и укрупнением социального партнерства, обозначением способов самоопределения обучающихся и лиц с ограниченными возможностями здоровья в выборе профессии, созданием моделей постинтернатного сопровождения выпускников детских домов, их адаптации в социуме, формированием системы профориентации в учреждениях дополнительного образования, профориентационной работой в муниципалитете, системе «школа – техникум – предприятие».
Особый интерес вызвали: интерактивный урок «Основы выбора профессии» Д. В. Траут, разработка рабочей тетради по профориентации обучающихся с ОВЗ А. С. Масловой, демонстрация профориентационного мультфильма (пластелин) о профессии пожарного А. О. Юркевич, Е. Я. Медведевой.
Участники круглого стола считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями, конструктивный диалог и эффективное взаимодействие субъектов профориентации на локальном, муниципальном и региональном уровнях. Выражают уверенность в том, что реализация Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования, разработанной и утвержденной в 2015 году Федеральным институтом развития образования, обеспечит более широкие возможности для формирования и развития готовности обучающихся к профессиональному самоопределению, жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
По итогам работы участники круглого стола внесли следующие предложения:
- оптимизировать систему профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций разных типов путем реализации комплекса мер, направленных на популяризацию и повышение престижа рабочих профессий;
- разработать нормативно-правовую базу, обеспечивающую взаимодействие образовательных организаций разных типов, муниципальных органов управления, субъектов экономической сферы по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся;
- совершенствовать координацию деятельности региональных и муниципальных площадок с участием представителей образования, науки, родительской общественности и бизнеса для составления планов совместных действий, сквозных программ по профессиональному самоопределению, социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников;
- осуществлять научно-методическое обеспечение практико-ориентированных форм (профессиональных проб, конкурсов, чемпионатов, ролевых и имитационных игр, тренингов, мастер-классов и др.) профориентации обучающихся;
- осуществлять в образовательных организациях разных типов адресное сопровождение социально-профессиональной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся с ОВЗ, инвалиды и др.);
- рекомендовать внедрение региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательный процесс образовательным организациям общего и профессионального образования;
- рекомендовать Кузбасскому региональному институту развития профессионального образования разработать дополнительную профессиональную программу переподготовки «Профориентация обучающихся» в соответствии с новыми требованиями к профессиональной компетентности педагогов.
Материалы круглого стола:
- Доброногова Н. В. «Особенности профориентации обучающихся с ОВЗ»
- Долженко М. Л. «Интерактивные методы в профориентационной работе»
- Зайцева Т. М. «Социально-реабилитационный центр Алиса»
- Килина И. А. «Использование практико-ориентированных форм в профориентации обучающихся»
- Кирсанова Е. Ю. «Профориентационная деятельность в школе»
- Козырева Н. В. «Метод проекта в профессиональном становлении обучающихся»
- Кравченко Т. А. «Психолого-педагогическое сопровождение студентов мед.колледжа»
- Маслова А. С. «Психологический аспект в профориентационной работе»
- Понамарева Е. В. «Роль конкурсов»
- Роут О. А. «Коучинг»
- Рылова Н. Т. «Социальное партнерство»
- Санникова И. Н. «Информационный подход в профессиональной ориентации»
- Сахарова В. И. «Подготовка педагога к решению проблем проф. самоопределения обучающихся»
- Серова Н. А. «Профессиональная проба»
- Траут Д. В. «Использование ИКТ в профориентационной работе»
- Шлыкова В. Н. «Портрет подростка-учащегося»
- Юркевич А. О. «Проблемы и перспективы развития системы проф. ориентации»
«Проблема развития педагогической науки и практики профессионального образования в фокусе модернизации российской системы образования»
На форуме обсуждались следующие темы: обновление содержания профессионального образования, пути развития кадрового потенциала системы профессионального образования; технологии формирования компетенций, педагогические и организационные стратегии развития профессионального образования; создание условий для непрерывного образования людей с ограниченными возможностями здоровья и «третьего возраста», новые формы и технологии образования взрослых, ресурс дистанционного образования и электронных средств обучения.
В работе круглого стола приняло участие 25 человек. Для очного обсуждения была определена следующая проблематика: управление и оценка качества образования (Шавгулидзе М. Г., генеральный директор Кузбасской торгово-промышленной палаты); создание многофункциональных центров прикладных квалификаций как точек роста системы профессионального образования (Светлаков К. Н., заместитель директора, руководитель ресурсного центра Профессионального колледжа г. Новокузнецка; Казаков Р. С., руководитель научно-методического отдела Кемеровского горнотехнического техникума); современные технологии формирования компетенций (Журавлева М. В., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологий основного органического и нефтехимического синтеза Казанского национального исследовательского технологического университета; Овчинникова И. П., кандидат биологических наук, преподаватель Кемеровский областной медицинский колледж; Климов В. М., заведующий кафедрой физического воспитания Новосибирского государственного педагогического университета).
Вызвали интерес и послужили поводом для дискуссии доклады: «Создание многофункциональных центров прикладных квалификаций как точек роста системы профессионального образования» Малороссияновой О. И., заведующей лабораторией мониторинга развития системы профессионального образования Кузбасского регионального института развития профессионального образования; «Особенности функционирования многофункционального центра прикладных квалификаций, интегрированного в угольный кластер» Иукова Е. А., начальника многофункционального центра профессиональных квалификаций Кемеровского горнотехнического техникума.
По итогам работы участники круглого стола внесли следующие предложения:
- изучить опыт ПОО г. Москвы, являющихся ресурсными центрами по сетевому взаимодействию;
- при разработке учебных планов и программ обучения в многофункциональных центрах прикладных квалификаций брать за основу содержание профессиональных стандартов. Если профессиональные стандарты не разработаны, содержание программ обучения в МЦПК может быть разработано на основе исследований регионального рынка труда и запросов работодателей.
Материалы круглого стола:
«Проблемы непрерывного образования педагогов»
В обсуждении вопросов круглого стола приняли участие 30 человек. Было заслушано 8 докладов. В большей степени заинтересовали участников вопросы:
- профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8.09.2015 № 608н);
- совершенствование профессионально-педагогической подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогов в соответствии с требованиями профстандарта педагога профессионального образования;
- методическая работа как фактор непрерывного образования педагога.
По итогам работы участники круглого стола внесли следующие предложения:
- в тематику августовской конференции педагогических работников ПОО Кемеровской области 2016 включить вопросы, связанные с подготовкой педагогов и ПОО к внедрению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;
- рекомендовать Кузбасскому региональному институту развития профессионального образования разработать программы профессиональной переподготовки преподавателей ПОО по направлению «Педагог профессионального образования», методистов ПОО по направлению «Методическая деятельность в профессиональном образовании».
Материалы круглого стола:
- Вавилова Л. Н. «Итоги форума»
- Видовская Т. Б, Назаренко И. С. «Итоговые отчеты по практике в форме интерактивной игры»
- Гуляева М. А. «ИМК преподавателя в условиях ПСП»
- Гумирова Н. М. «Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности студентов»
- Дубровская В. А. «Формирование профессиональной я-концепции студента»
- Жуков Г. Н. «Компетентностная модель преподавателя СПО»
- Нерадовская О. Р. «Типологизация неформальных профессиональных сообществ»
- Сельдемирова Р. А. «Методическая работа в ПОО как фактор непрерывного образования педагога»
«Проблемы преподавания математики в образовательных организациях в современных условиях»
Для обсуждения на круглом столе был представлен многоуровневый учебно-методический комплекс по математике под редакцией академиков РАН Валерия Васильевича Козлова и РАО Александра Александровича Никитина:
- Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия [Текст] : учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни / В. В. Козлов, А. А. Никитин, В. С. Белоносов и др.; под ред. В. В. Козлова, А. А. Никитина. – Москва : ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 464 с. – (Инновационная школа).
- Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия [Текст] : учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни / В. В. Козлов, А. А. Никитин, В. С. Белоносов и др.; под ред. В. В. Козлова, А. А. Никитина. – Москва : ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 400 с. – (Инновационная школа).
- Методическое пособие к учебнику «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» под редакцией академика РАН В. В. Козлова и академика РАО А. А. Никитина [Текст] / авт.-сост. В. В. Козлов, А. А. Никитин, В. С. Белоносов и др. – Москва : ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 328 с. – (Инновационная школа).
- Программа курса «Математика». 10–11 классы [Текст] / авт.-сост. В. В. Козлов, А. А. Никитин, В. С. Белоносов и др. ; под ред. В. В. Козлова, А. А. Никитина. – Москва : ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 64 с. – (Инновационная школа).
- Рабочая программа к учебнику «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» под редакцией академика РАН В. В. Козлова и академика РАО А. А. Никитина для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень [Текст] / авт.-сост. Е. В. Лебедева. – Москва : ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 160 с. – (Инновационная школа).
- Рабочая программа к учебнику «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» под редакцией академика РАН В. В. Козлова и академика РАО А. А. Никитина для 10 класса общеобразовательных организаций. Углубленный уровень [Текст] / авт.-сост. Е. В. Лебедева. – Москва : ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 224 с. – (Инновационная школа).
- Готовимся к ГИА и ЕГЭ: математика: учимся решать задания со знаком модуля [Текст] : пособие для обучающихся / Е. В. Лебедева, В. А. Семиряжко. – Москва : ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 88 с.
Презентацию УМК провел Александр Сергеевич Марковичев, кандидат физико-математических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института педагогических исследований одаренности детей РАО. Цель презентации УМК для преподавателей ПОО – адаптация для использования в системе СПО. Для участия в работе круглого стола были приглашены преподаватели математики из пилотных ПОО по реализации ФГОС среднего общего образования. Также участие в обсуждении УМК приняли представители ПОО Кемеровской области, коллеги из Томска.
Предварительно на экспертизу преподавателям математики были предложены учебники для 10 и 11 класса. В письменной и устной форме они высказали свои замечания и предложения, отражающие специфику преподавания дисциплины «математика» в ПОО в соответствии с профилем общеобразовательной подготовки (техническим, естественнонаучным, социально-экономическим, гуманитарным). Также педагоги смогли задать интересующие вопросы С. А. Марковичеву как одному из авторов УМК. Высокую оценку педагогов-практиков получили рабочие программы к учебникам «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» под редакцией академиков РАН В. В. Козлова и РАО А. А. Никитина для 10 класса общеобразовательных организаций (базовый/углубленный уровень), в которых четко структурировано поурочное планирование содержания дисциплины.
Все поступившие от преподавателей математики предложения будут обобщены и направлены в письменном виде авторам.
Материалы круглого стола:
Участники конференции считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и опытом. По результатам совместной работы они выработали следующие рекомендации оргкомитету конференции:
- опубликовать лучшие статьи в журнале «Профессиональное образование в России и за рубежом»;
- представить настоящие предложения для опубликования на официальных сайтах организаторов конференции.