Научная деятельность
Основные направления научных исследований института:
- теоретические и методические основы управления развитием региональной системы профессионального образования;
- теория и практика совершенствования системы дополнительного профессионального образования;
- теоретические и методические основы формирования здоровьесберегающей среды в учреждениях профессионального образования;
- теория и практика развития социального партнерства в области подготовки квалифицированных кадров.
Коллектив института, в состав которого входят 13 докторов и 21 кандидат наук, выполняет научные исследования и разработки по проблемам модернизации профессионального образования.
В 2016–2017 гг. в институте работают временные научно-исследовательские коллективы по следующим темам:
- «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся (на примере Ленинск-Кузнецкого, Осинниковского и Юргинского городских округов Кемеровской области)».
- Научно-методическое сопровождение комплексной региональной программы модернизации среднего профессионального образования в рамках ФЦПРО на 2016-2020 гг.
- Исследование опыта модернизации системы профессионального образования в Кузбассе (1991 - 2016 гг.).
- Разработка и апробация региональной модели дуальной подготовки кадров.
- Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС среднего общего образования в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области.
Институт осуществляет научно-методическое руководство деятельностью следующих базовых учреждений:
- ГПОУ «Анжеро-Судженский политехнический колледж», тема: «Комплексное здоровьесберегающее и психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения студентов колледжа как условие подготовки конкурентоспособного специалиста»;
- МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Радуга» (г. Юрга), тема: «Разработка и апробация муниципальной модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере Юргинского городского округа)»;
- ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж», тема: «Система методической работы в ПОО как фактор модернизации педагогической и методической деятельности преподавателей в соответствии с требованиями ФГОС»;
- ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум», тема: «Освоение профессиональных компетенций студентами ПОО на основе проектного обучения»;
- ГПОУ «Беловский педагогический колледж», тема: «Формирование медийно-информационной грамотности обучающихся профессиональных образовательных организаций».
Руководство по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся»:
- ГАПОУ «Юргинский техникум агротехнологий и сервиса»;
- ГКПОУ «Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум»;
- ГПОУ «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»;
- ГПОУ «Осинниковский горнотехнический колледж»;
- ГПОУ «Осинниковский политехнический техникум»;
- ГПОУ «Юргинский технологический колледж»;
- ГПОУ «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий»;
- МБУ ДПО «Информационный методический центр г. Юрги»;
- МКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» (г.Юрга);
- МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 1» (г. Ленинск-Кузнецкий);
- МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом» (г. Осинники);
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Юрги»;
- МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 3 г. Юрги»;
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Юрги»;
- МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» (г. Ленинск-Кузнецкий);
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» (г. Осинники);
- МБОУ ДПО «Научно-методический центр» (г. Ленинск-Кузнецкий);
- ГОО «Кузбасский РЦППМС» (отделение Ленинск-Кузнецкого городского округа).
Институт также осуществляет научно-методическое сопровождение 5 ведущих ПОО, 12 ресурсных центров системы СПО Кемеровской области, 12 многофункциональных центров профессиональной квалификации и 10 пилотных ПОО, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования.
В 2015 г. институт успешно завершил работу федерального проекта ФЦПРО по направлению «Совершенствование региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации» (2014–2015); федеральной экспериментальной площадки федерального института развития образования по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования» (2013−2015).
В 2016 г. институту присвоен статус федеральной экспериментальной площадки федерального института развития образования по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся (на примере Ленинск-Кузнецкого, Осинниковского и Юргинского городских округов Кемеровской области)».
В марте 2016 г. институт принял участие в подготовке заявки Кемеровской области на предоставление субсидии из федерального бюджета на проект «Создание базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ», который был поддержан в рамках подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» государственной программы «Доступная среда» на 2016–2020.
В декабре 2016 г. институт принял участие в подготовке проектов в рамках формирования тематики ФЦПРО на 2016–2020 гг. на предстоящий год. Два проекта института были размещены на сайте http://фцпро.рф/projects: 1) «Реализация ФГОС среднего общего образования в профессиональных образовательных организациях»; 2) «Разработка и апробация модели взаимодействия детских домов, образовательных организаций разных типов и их социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и выпускников детских домов». Научный коллектив института
Главным научным мероприятием института в 2016/2017 уч. г. стала традиционная международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи» (Кемерово, 16.03.2017). Соорганизаторы конференции: департамент образования и науки Кемеровской области, Академия педагогических наук Казахстана, Кемеровский государственный университет, Благовещенский государственный педагогический университет.
21 декабря 2016 г. в институте прошла региональная научно-практическая конференция «Гражданское общество и НКО: новые вызовы и тенденции развития». Организаторами конференции выступили Общественная палата Кемеровской области, департамент образования и науки Кемеровской области, ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», Кемеровская региональная общественная организация «Ресурсный центр поддержки общественных инициатив».
В 2016 г. институт также выступил соорганизатором следующих научных мероприятий: Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие математического образования в общеобразовательных школах и учреждениях СПО», прошедшая 29 30 марта 2016 г. на базе Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк); Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование и развитие предпринимательских компетенций молодежи», прошедшая 11–12 октября 2016 г. на базе Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк); Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Опережающее профессиональное обучение и занятость молодежи», прошедшая 9–10 ноября 2016 г. на базе Урайского политехнического колледжа (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Урай); II Международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование молодежи и рынок труда: отечественный и зарубежный опыт», прошедшая 13–15 декабря 2016 г. на базе Благовещенского государственного педагогического университета и Хэйхэского университета (КНР, г. Хэйхэ).
Институт издает научно-образовательный журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом», который включен в индексируемую систему РИНЦ и в международную реферативную базу данных UPD. Двухлетний импакт-фактор РИНЦ журнала – 0,450. На базе института действует корреспондентский пункт ведущего научно-теоретического журнала Российской академии образования «Педагогика».
Публикационная активность работников института по данным РИНЦ:
Название показателя | Значение в 2016 г. |
Публикации в изданиях, индексируемых Scopus, за отчетный год (ед.) | 8 |
Публикации в изданиях, индексируемых в РИНЦ, за отчетный год (ед.) | 93 ( в т.ч. 24 в журналах перечня ВАК Минобрнауки РФ) |
Число цитирований публикаций, опубликованных за последние 5 лет
и индексируемых в РИНЦ, за отчетный год (ед.)
| 232 |
Число авторов, зарегистрированных в Science Index (чел.) | 44 |
Индекс Хирша (h-индекс) | 7 |